Утром 3 декабря 2008 г. на Международном конкурсе памяти Веры Лотар-Шевченко в Большом Зале Новосибирской государственной консерватории начались прослушивания I тура старшей группы основного конкурса. В утренней группе выступили четыре исполнителя. Честь открыть прослуши-вания выпала Артему Абашеву. Первыми прозвучали произведения Бетховена, Дебюсси, Скрябина. И показалось очень символичным полное совпадение этой программы с авторами, особенно любимыми и исполняемыми Верой Лотар-Шевченко...
В дальнейшем в исполнении Екатерины Марецкой прозвучали сочинения Скарлатти, Шумана, Прокофьева. Произведения Бетховена и Брамса исполнил самый старший участник конкурса – Олег Самохин. Блестящим завершением утренних прослушиваний стало выступление Елены Лось, тонко исполнившей произведения Моцарта, Рахманинова и Равеля.
В обеденный перерыв я обратилась с некоторыми вопросами относительно конкурса к Вице-президенту Международного Скрябинского общества, Президенту фонда А.Н. Скрябина, ответственному секретарю жюри конкурса и просто интересному и интеллигентному человеку – Александру Серафимовичу Скрябину.
В итоге это интервью вылилось в интереснейшую беседу, в которой говорилось не только о конкурсе, но и о различных аспектах культуры в современном мире. Что касается конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко, то в сравнении с первым его проведением в 2006 г., по словам Александра Сера-фимовича, нынешнее состязание уже на данном – первом этапе – приносит много нового и интересного. Так, не смотря на сложившуюся полярность в исполнительстве младшей группы, уже можно с уверенностью выделить, по понятным причинам пока без конкретизации, несколько талантливых юных пианистов. А в отношении первого тура основного конкурса с уверенностью можно констатировать: уже с самого начала обозначился достойный, высокий уровень исполнительского мастерства конкурсантов.
Обращает на себя внимание разнообразие репертуара участников конкурса, а также его масштаб. Наибольшей популярностью у конкурсантов пользуется музыка классиков и романтиков – Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса и др. Однако прозвучали произведения других эпох и стилей – Скарлатти, Равеля, Мессиана и др. В среднем, время выступления каждого исполнителя составляло 40 минут.
Размышляя об основных целях и задачах конкурса памяти В. Лотар-Шевченко, А. С. Скрябин особо подчеркнул, что подобного рода мероприятие направлено на воплощение следующей идеи – помочь раскрытию творческой индивидуальности молодых пианистов посредством свободного подхода к выбору программы. Поэтому выступления конкурсантов превращаются в своего рода цикл сольных концертов. Этот момент в совокупности с концертами лауреатов Первого конкурса, а также выступлениями самих членов жюри, способствует восприятию конкурса памяти В. Лотар-Шевченко в целом именно как яркого фестиваля фортепианной музыки.
Естественно, что на данном этапе конкурса ответственный секретарь его жюри отказался от каких-либо прогнозов, комментариев и любой конкретики относительно исполнительского мастерства участников и их перспектив на конкурсе. Однако уважаемый собеседник сделал принципиально важное замечание. Вспомнив слова Генриха Нейгауза о том, что «техника – есть средство для выражения идей и стилей», Александр Серафимович обратил внимание на то, что многие конкурсанты делают акцент скорее на технической стороне, нежели на глубинной духовной, философской...
Альфред Корто по этому поводу однажды произнес: «…для пробуждения жизни за застывшими нотами текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь». Мудрые слова, которым всю свою творческую жизнь следовала его ученица – Вера Лотар-Шевченко...
Анна ЕПИХИНА IV курс ТКФ
|