22 сентября в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки состоялось закрытие фестиваля органной музыки, посвященного сразу трем важным юбилейным датам нынешнего концертного сезона: 40-летию новосибирского органа, 150-летию немецкой органной фирмы «Зауэр», установившей орган в новосибирской консерватории, и 175-летию Иоганнеса Брамса. Программа заключительного концерта целиком состояла из произведений И. Брамса. Казалось бы: чем еще может удивить нас великий немецкий романтик, ведь все мы хорошо знаем его симфонии, струнные квартеты, «Немецкий реквием», вокальные сочинения? Но творчество этого большого художника поистине многогранно, что очень точно отражено в названии концерта: «Лики Иоганнеса Брамса».
Слушателям были представлены как широко популярные хоровые произведения композитора, так и менее известные его сочинения. Приятно удивляло разнообразие жанров органной, хоровой и вокально-инструментальной музыки, представленных на закрытии фестиваля. Радовали слух и глаз множество исполнителей и коллективов, выходивших на сцену Большого зала: немецкий органист Дитер Кегельман, симфонический оркестр студентов НГК (руководитель Максим Конарев), молодежный хор НГК «Мегаполис» под управлением Елены Рудзей, хор студентов НГК, Камерный хор Новосибирской филармонии под руководством народного артиста РФ Игоря Юдина. Дирижировал этой «исполнительской феерией» немецкий дирижер Геральд Кегельман, благодаря деятельности которого – в сотрудничестве с коллективом Новосибирской консерватории – стали возможными российско-немецкие музыкальные связи, продолжающиеся в течение почти двух десятилетий.
Тесные творческие контакты между Новосибирской государственной консерваторией им. М. И. Глинки и Государственной высшей школой музыки Гейдельберга-Мангейма, преподавателем хорового искусства, а затем и ректором которой являлся Геральд Кегельман, установились еще в 1990 году. С этого периода и начались регулярные российско-немецкие фестивали, в которых принимали участие ведущие творческие коллективы Новосибирска и Гейдельберга-Мангейма.
В результате международного музыкального сотрудничества возникло немало ярких проектов: «Немецкий реквием» И. Брамса, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, премьерное для Новосибирска исполнение «Рождественской оратории» И. С Баха. Важным событием стало совместное исполнение студентами Новосибирской и Гейдельберг-Мангеймской консерваторий в 1993 году Девятой симфонии Бетховена. В рамках Шестого российско-немецкого фестиваля в 1997 году («Фауст-проект») были осуществлены постановки «Фауста» Ш. Гуно, «Свадьбы Фигаро» Моцарта, проведена научная конференция.
Российско-немецкие фестивали проходили как на территории России, так и в Германии: в октябре 1994 года коллектив новосибирских музыкантов дал серию концертов в Мангейме, исполнив сочинения как немецких композиторов – Мендельсона, Брамса, Шумана, Шопена, так и русских – Чайковского и Прокофьева. В июне 1996 года в Германии совместными усилиями студентов и педагогов НГК и симфоническим оркестром школы Гейдельберга-Мангейма была исполнена «Иоланта» Чайковского.
Можно смело утверждать, что концерт 22 сентября явился ярким событием в этой череде праздников немецкой и русской музыкальной классики. Исполнителям удалось в этот вечер все: убедительная интерпретация непростого для постижения брамсовского стиля, с его редкой для романтика философичностью, тонкое равновесие в разнообразных ансамблях, слаженность звучания студенческого оркестра… Высокому мастерству Камерного хора филармонии почти не уступала выразительность и точность интонирования в выступлении молодежного хора консерватории… Переполненный Большой зал Новосибирской консерватории благодарно внимал прекрасной музыке и не менее прекрасному исполнению.
Возвышенный тон этому музыкальному торжеству был задан выступлением в начале заключительного концерта фестиваля Генерального консула Федеративной Республики Германии в Новосибирске, г.-на Михаэля Канцлера, по достоинству оценившего значимость обоюдных усилий музыкантов двух народов, двух учебных заведений и городов – российского и немецких – в деле пропаганды выдающегося наследия национальной и мировой музыкальной культуры.
Таким образом, нынешний фестиваль органной музыки стал еще одним важным этапом плодотворного сотрудничества между Новосибирской государственной консерваторией и Высшей школой музыки Гейдельберг-Мангейма, способствующим весомому укреплению ставших уже традицией российско-немецких музыкальных контактов.
Юлия КОНЮШЕНКО IV курс ТКФ
|