4 декабря 2008 года в Большом зале НГК (академии) им. М.И. Глинки состоялось продолжение и завершение прослушивания оставшихся участников первого тура Основного конкурса (старшая группа). Выступления по традиции начались в десять утра, и перед слушателями и жюри предстала пятёрка талантливых музыкантов.
Открывал конкурсный день Денис Приходько (г. Красноярск, педагог – Мазина А.А.). Исполнив произведения Моцарта (Соната фа мажор), Баха-Бузони (Чакона), Шопена (скерцо №1, си минор, ор. 20), он тем самым задал бодрый тон всему дальнейшему музыкальному действу.
Поистине ярким и запоминающимся было выступление Олега Аккуратова (г. Армавир, педагог – Кудряшова А.Ю.) – самого юного участника в этот день. Его имя уже ярко звучало в 2006-м году на Первом Международном конкурсе пианистов памяти В. Лотар-Шевченко (напомню, что тогда музыкант занял второе место в состязаниях младшей группы). Олег тотально слепой…Он вновь покорил слушателей чистотой и ясностью исполнения, показав своё тонкое понимание произведений, выбранных для конкурса. Им были представлены значительные сочинения фортепианного репертуара, через которые проходит каждый пианист (Бетховен, Соната до минор, ор. 13; Шопен, Баллада соль минор, ор. 23; Рахманинов, Прелюдии соль минор, ор. 23, до диез минор, ор. 3). И опора на всем известные образцы оказалась довольно выигрышной. Вот как в перерыве между прослушиваниями отозвалась о выступлении своего ученика А.Ю. Кудряшова: «Удачное исполнение, всё задуманное он выполнил, даже больше… Мы очень готовились и надеемс я, судя по лояльности жюри, на второй тур».
В центре конкурсного дня, по воле жеребьёвки, оказались две прекрасные пианистки – Татьяна Качко (г. Санкт-Петербург, педагог – Серёгина Н.Н.) и студентка Новосибирской консерватории Анна Кислицына (педагог – доцент Смешко Л.В.). Обе исполнительницы показали высокий уровень технического мастерства, отточенность и продуманность музыкально-эмоционального плана. Хочется отметить, что программы участниц были разнохарактерными, но (опять же, по воле случая) схожи в одном произведении – Прокофьев, Соната №7, си бемоль мажор, ор. 83. Однако исполнения были, конечно же, разными и отражали отношение конкурсанток к маршево-токкатной и напористой, по преимуществу, музыке этого сочинения. Причудливо прозвучали изумительные пьесы Мессиана - «Жаворонок малый» из «Каталога птиц» (в исполнении Татьяны Качко), «Взгляд Небес» и «Взгляд Девы» из цикла «20 взглядов на младенца Иисуса» (Анна Кислицына). Также были представлены произведения Рахманинова, Листа и Баха.
Завершал программу выступлений Константин Лапшин (г. Лондон, педагог – Латарш В.), в исполнении которого импрессионистические и романтические произведения (Дебюсси, «Остров радости»; Шуберт, Экспромт, ор. 142 № 2; Рахманинов, Музыкальные моменты ор. 16, № 3, 4, 5, 6) прозвучали особенно ярко и виртуозно.
С сожалением хочется отметить, что соревнование исполнителей проходило при полупустом зале… А ведь конкурсы такого уровня – это всегда события яркие и насыщенные, запоминающиеся надолго всем, кто принимал в них участие. Это события, которые дают многим путёвку в жизнь, сильный импульс для покорения новых вершин. И в таких условиях молодым дарованиям просто необходима поддержка, чтобы формировать свою устремлённость в борьбе за признание... Но такое упущение компенсировалось тем, что присутствовавшая публика очень тепло реагировала на каждое сольное выступление и награждала музыкантов продолжительными аплодисментами.
Но вот, прослушивания окончены… Жюри совещается… Всех участников и преподавателей пригласили в холл на первом этаже консерватории для ожидания оглашения результатов. То тут, то там слышатся обсуждения, обмен впечатлениями, царит некоторое волнение, к которому прибавляется ещё и холод, идущий с улицы. Наконец, председатель жюри Владимир Овчинников объявляет решение жюри: «Наступил судьбоносный и ответственный момент. Принимая во внимание хороший уровень участников старшей группы, отношение оргкомитета и жюри к этому процессу, мы решили сохранить интригу и пропустить всех участников во второй тур. Успехов вам!».
При попытке выведать у С.Я. Мильштейна (одного из членов жюри) его впечатления и ощущения от выступлений, я потерпела поражение. Сергей Яковлевич с улыбкой ответил, что «участники очень талантливые, но предпочёл бы не называть имён до окончания конкурса» и позволил себе добавить, что он «замкнулся как партизан».
Итак, первый тур (старшая группа) Второго Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко завершён. Что же дальше? Очевидно, что второй тур обещает быть захватывающим и напряжённым. С нетерпением ждём новых выступлений и музыкальных впечатлений!
Татьяна АРНОЛЬД IV курс ТКФ
|