Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Конкурс по критике" №2 (6), Май 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора





    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_06/?page=search

     
    Фестиваль "Лики романтизма":
    И снова о романтизме…

        В 2009 году в Новосибирской консерватории появился новый фестиваль консерватории под названием «Лики романтизма». Он будет проходить в течение всего года и представит много композиторских имён XIX века. Также планируется проведение по данной тематике научно-теоретической конференции.

        Концертная жизнь нашей консерватории насыщенна и разнообразна. Многочисленные афиши неуклонно привлекают к себе внимание. Это не только крупные региональные, российские и международные события, но и внутривузовские концерты, фестивали, очень важные для становления будущих музыкантов. Их тематика и репертуар обширны: исполняются произведения всех эпох для различных инструментальных и вокальных составов.

        Пятого марта состоялся первый концерт фортепианной музыки в рамках нового фестиваля: «Лики романтизма: С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер». Эти два имени объединяет многогранность творческой деятельности: композиторской, пианистической, дирижёрской, педагогической. Исполнительский стиль Рахманинова и Метнера сочетал великолепную виртуозность без её превалирования, искренность и простоту выражения. Несмотря на вынужденный выезд из России эти крупнейшие музыканты душой всегда оставались с Родиной, отражая в своём искусстве переживания за ее судьбу.

        В этот вечер в основном было представлено творчество С. В. Рахманинова. Первыми прозвучали его прелюдии из ор.23 и 32, музыкальные моменты из ор.16. в исполнении студенток третьего курса Анны Заниной (класс профессора Т. И. Игноян), Марии Макаровой (класс доцента Л. В. Смешко) и магистрантки первого года обучения Екатерины Предвечновой (класс Засл. деятеля искусств России, профессора Д. Л. Шевчук). При индивидуальности трактовок пьес композитора можно выделить и некоторые общие черты: исполнительскую свободу при волевой собранности, что в свое время отмечалось в игре и самого автора; полифоничность звучания с большим значением средних голосов; возникающее ощущение импрессионистической красочности.

        В интерпретации выпускницы бакалавриата Любови Салаевой (класс профессора Т. И. Игноян) были представлены переложения двух вальсов для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера «Муки любви» и «Радости любви». Мы знаем, что жанр транскрипции имел популярность в эпоху романтизма вследствие тяготения к импровизационности, это качество было ярко заметно в исполненных пьесах. Они словно на наших глазах рождались «из-под пальцев» пианистки, с большой долей агогической и метрической свободы.

        В творчестве великого русского композитора до настоящего времени популярны два вариационных цикла на темы других авторов (А. Корелли, Ф. Шопена). На концерте в исполнении студентки первого курса Анны Кляустер (класс Засл. деятеля культуры России, профессора М. С. Лебензон) прозвучали Вариации на тему двадцатой прелюдии Ф. Шопена. Многообразные стороны авторского видения мира во всей его полноте отразились в игре юной пианистки.

        Из сочинений Н. К. Метнера на концерте можно было услышать Сонату-элегию ор.11 №2 d-moll в трактовке Любови Салаевой. Сам композитор не любил выступать в больших помещениях, предпочитал концертные залы камерного типа. «Он органически связан с фортепиано, – писали о Метнере, – … в фортепианной клавиатуре композитор услыхал новые сочетания звуков и расширил возможности инструмента, вдохнув в него оркестровую мощь и красочность». Приведённая цитата позволяет вспомнить о Ф. Шопене: «певце фортепиано». Жаль, что творчество Н. К. Метнера, из-за отсутствия яркого концертно- виртуозного начала, не так часто входит в концертный и педагогический репертуар пианистов.

        И как замечательно, что в консерватории существует традиция концертов отдельных кафедр! По словам заведующей кафедрой специального фортепиано, профессора Т. И. Игноян, сама атмосфера Большого зала требует высокого исполнительского уровня (к которому, добавлю от себя, стремятся студенты), можно проявить свои творческие идеи и исполнительские способности. В следующем выступлении студентов-пианистов будут представлено творчество Ф. Шуберта и И. Брамса. Пожелаем всем участникам концерта творческих успехов. А всех слушателей мы ждём и в дальнейшем в наших концертных залах…

    Мария ПОПОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки