Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Предшественники и Продолжатели" №3 (7), Декабрь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора





    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_07/?page=search

     
    Центр музыкальной Сибири в тяжелые сороковые…

        В преддверии празднования годовщины Великой Победы советского народа в ВОВ вспомним славные вехи становления композиторской организации нашего региона, которая неразрывно связана с открытием в 1956 году Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

        В военные годы музыкальная культура Сибири с центром в Новосибирске переживает небывалый подъем. Эвакуированные из европейской части страны крупные деятели музыкального искусства установили новую для региона более высокую планку, критерии профессионализма. Все это привело к тому, что во второй половине ХХ века идет поступательное развитие сибирской музыкальной культуры. Постепенно закладываются и свои музыкальные традиции. В начале сложных 40-х годов в городе создается композиторская организация, объединяющая профессиональных музыкантов Западной Сибири, Алтая, Хакассии. Новосибирск стал пятым российским городом, где появился подобный творческий союз. До этого композиторские организации возникли в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске.

        Сибирская организация сразу задумывалась как региональная. Днем ее рождения считается 9 января 1942 года. В этот день общее собрание новосибирских музыкантов, на котором присутствовали и эвакуированные из городов европейской части России – Г. Свиридов, М. Блантер, О. Фельцман, В. Щербачев – избрало Правление будущей организации. Однако лишь после окончания Великой Отечественной Войны в 1946 году произошло официальное утверждение статуса Сибирского отделения Союза Композиторов РСФСР. На протяжении нескольких десятилетий организация объединяла композиторов Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, а также Хакассии, Тувы, Якутии, Бурятии. Позже – в конце 70-х и в 80-х годах – во многих городах и автономных республиках Сибири появляются самостоятельные композиторские союзы: в Туве, Якутии, Красноярске, Омске. Однако организация с центром в Новосибирске сохраняет роль лидера.

        Союз композиторов играл и до настоящего времени играет важное значение в музыкальной культуре региона. Музыкальное просвещение, пропаганда классической и современной музыки, творческое общение композиторов, обсуждение новых сочинений – вот далеко не все задачи, находящиеся в центре внимания организации. Композиторское творчество – существенная составляющая художественной жизни сибирских городов, показатель высокого уровня профессиональной музыкальной культуры нашего региона. Его активизация во многом определялась расцветом исполнительского искусства. В этом большую роль сыграла эвакуация многих столичных музыкальных коллективов. Обширную музыкально-просветительскую деятельность в Новосибирске военных лет вел Ленинградский симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского, исполнявшего не только шедевры мировой классики, но и произведения местных авторов (в качестве примера назову симфоническую поэму «Сибирь», кантату-симфонию «Мщение» А. П. Новикова). В 40-ые года в сибирских городах создаются камерные ансамбли: струнные квартеты Новосибирска, Омска, Барнаула. Помимо этого проводятся конференции, лекции. Значительный вклад в развитие музыкальной мысли в Новосибирске внес И. Соллертинскмий.

        Деятельность профессиональных композиторов в Сибири началась более 100 лет назад. Известны имена двух композиторов, внесших вклад в становление музыкальной культуры региона. Это выпускники Придворной певческой капеллы Андрей Викторович Анохин и Павел Иосифович Иванов-Радкевич. Они приехали из Петербурга в 90-е года XIX века. В середине 20-х с Алтая в Новосибирск приезжает Константин Николаевич Нечаев, в 30-е из Омска – Михаил Иванович Невитов. В этот же период в городе начинает работать Виктор Николаевич Денбский.

        Второе поколение сибирских композиторов представляют Валентин Сергеевич Левашов и Андрей Порфирьевич Новиков, активно работающие в военные 40-ые – послевоенные 50-е года. В своем творчестве они развивали стилистическую ветвь эстрадизации народной культуры, делая обработки, сочиняя песни на народные слова.

        Во многом творчество пионеров профессиональной музыкальной культуры Сибири определялось непосредственными контактами с исполнительскими коллективами Новосибирска: Ансамблем песни и пляски Сибирского военного округа (с 1940, рук. А. П. Новиков), Оркестром Русских Народных Инструментов (с 1944, И. М. Гуляев, В. П. Гусев), Сибирским русским народным хором (с 1945. рук. А. П. Новиков). Все эти коллективы, как видно из дат их основания, были созданы в военные годы.

        60-е годы – время интенсивного развития творчества следующего поколения новосибирских композиторов – Георгия Николаевича Иванова, Аскольда Федоровича Мурова. Оба они родились в Сибири, стали признанными мастерами, прошли через эксперименты музыкального авангарда, но остались приверженцами традиций классической музыки, особенно русской музыкальной классики 1-ой половины ХХ века: Прокофьев, Шостакович.

        Георгий Николаевич Иванов и Аскольд Федорович Муров становятся во главе двух композиторских школ, воспитывая композиторов в открытой в 1956 году Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Инициатором организации кафедры композиции и ее первым заведующим как раз и явился А. Ф. Муров.

        В 1970-1980-е в городе начинают работать Изяслав Давыдович Бершадский, Нгуен Лантуат, Ю. И. Шибанов, Ю. Е. Ащепков, Григорий Яковлевич Гоберник, Ю. П. Юкечев. Юрий Павлович Юкечев отличается среди сибирских композиторов исключительной плодовитостью и разножанровостью творчества. Он один из немногих работает в сфере электронной музыки. В настоящее время Юрий Павлович является председателем Сибирского Отеделения Союза Композиторов.

        В 1980-1990-е годы становятся известными имена композиторов – выпускников Новосибирской государственной консерватории: Сергея Ивановича Кравцова, Андрея Владимировича Попова, Владимира Михайловича Натанзона, Андрея Евгеньевича Кротова, Романа Соломоновича Столяра и Санкт-Питербургской консерватории – Сергея Геннадьевича Тосина, а также так называемый женский ансамбль: Елена Алексеевна Джагарова, Оксана Михайловна Сереброва, Ирина Александровна Салтыкова-Гирунян, Екатерина Изранова. Все они уверенно владеют современными средствами музыкальной выразительности. Каждый из них выработал свой индивидуальный почерк.

        С 1997 года Новосибирск стал центром регионального объединения "Сибирь и Дальний Восток". В составе этого объединения: СО СК России (г. Новосибирск), СК республики Бурятия (г. Улан-Удэ), CK республики Тува (г. Кызыл), СК республики Саха-Якутия (г. Якутск), КО СК России (г. Красноярск), Дальневосточная организация СК России (г. Хабаровск).

        Произведения новосибирских композиторов звучат не только в концертных залах Новосибирска, но и в других городах Сибири, столицах и за рубежом. Таким образом, новосибирская композиторская организации успешно осуществляет великую миссию продолжения традиций русской классической композиторской школы, обогащая ее творческими достижениями академической музыкальной культуры нашего времени.

        Дело в заинтересованных, вдумчивых слушателях!!!

    Мария ПОПОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки