Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Предшественники и Продолжатели" №3 (7), Декабрь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора





    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_07/?page=search

     
    Две зарисовки Испании:
    Жизнь повседневной Испании: взгляд со стороны.

        Меня зовут Алексей Галиханов, мне восемнадцать лет и я живу в Испании, в Мадриде. Уже третий год мне предоставляется честь жить в этой прекрасной, пригретой ярким пылающим солнцем стране, дышать ее необыкновенно чистым, словно дающим дополнительную энергию и вдохновение воздухом, наблюдать за ее обычаями и всем, что происходит в ее огромной столице, чем и хочу поделиться с вами…

        День начинается здесь очень рано, город оживает еще до первых лучей солнца. Испанцы встают и тихо расходятся по своим работам: кому-то нужно управлять первым поездом метро, чтобы доставить остальных на рабочие места, кому-то нужно открыть бар или ресторан, чтобы после бурной ночи сонные туристы смогли выпить чашечку горячего кофе и. позавтракав, готовиться к новому прекрасном, солнечному дню.

        К десяти часам утра открываются магазины, офисы. Кампании и жизнь начинает «бить ключом». Солнце, поднимаясь все выше и пригревая все сильнее, делает свое дело, побуждая в людях жажду, но каждый может спастись от этого, присев в любом из множества ресторанчиков за стол на улице с большим зонтом, прикрывающим от жаркого раскаленного солнца, и выпить любой охлаждающий напиток…

        С 14 до 16 часов наступает всеобщий перерыв – сиеста. В это время люди, покинув свои рабочие места, разбредаются кто куда. Кто-то идет обедать в ресторан, кто- то – к себе домой, спрятаться от раскаленного до предела солнца, а кто-то просто гуляет по году, не боясь жары и наслаждаясь прекрасной архитектурой.

        Вообще, климат Испании, - это отдельная история. В Мадриде почти круглый год безумная жара. Зимой – в декабре – снега никогда нет, его заменяют «временами дожди», которых почти никогда не бывает летом. Температура зимой (что было на первых порах поразительно для меня – сибиряка) никогда не опускается ниже нуля. Но бывает и так, что снег все-таки выпадает в небольшом количестве. Это происходит крайне редко, один раз в несколько лет, и дарит горячему испанскому народу необыкновенный праздник и незабываемое зрелище. Но, увы, всегда, только выпав, снег тут же тает, не адаптируясь к этому климату…

        Зато летом преимущество берет солнце. Припоминаю случай, когда в июле месяце прилетел в Мадрид. Запомнилось мне это потому, что я был вынужден покупать бутылки воды и выливать их себе на голову каждые 15 минут, чтобы хоть как-то спасти себя от солнечного удара, борясь с невероятно безумной жарой.

        Но все-таки вернемся к жизни Мадрида, от которой я явно отклоняюсь.

        После обеденного перерыва и небольшого отдыха люди возвращаются к своим рабочим местам. К этому времени центр столицы буквально переполнен туристами со всего мира, которые, изучая достопримечательности Мадрида, буквально опустошают его магазины, скупая сувениры и подарки своим родным и близким.

        К вечеру солнце перестает властвовать над городом и потихоньку опускается, исчезая за горизонтом и оставляя до самой ночи воздух, насыщенный теплом. Рабочий день заканчивается…

        В это время Мадрид кардинально меняется. Люди, выйдя на улицы города, ожидают открытия дискотек и прочих развлекательных заведений, предвкушая вкус огромного праздника (fiesta). Это происходит каждый день и продолжается до самого утра. Горячая кровь испанского народа не дает покоят даже глубокой ночью.

        Невероятно солнечный день и сумасшедшая праздничная ночь придают Мадриду дополнительную окраску. Разойдясь по своим домам и отелям, люди благодарят город за прекрасно проведенное время. Начинается новый день…


    Мои музыкальные университеты в Мадриде.


        С четырех с половиной лет я играю на скрипке, профессионально занимаюсь музыкой: вначале в Музыкальном колледже Новосибирской государственной консерватории, а в настоящее время – в Высшей Школе Музыки Королевы Софии. По сравнению с российской системой обучения, приехав в Испанию, я попал в совершенно другую атмосферу учебы.

        Это интересно для российских коллег, поэтому я хочу поделиться с вами моими впечатлениями. Приехав в Мадрид, я сразу был зачислен, помимо сольного обучения, во множество камерных групп и оркестров. Было много теоретических уроков, связанных исключительно с музыкой. Так же я получил огромное количество мастер-классов известных профессоров, приглашенных школой со всего мира.

        Проводя в школе целый день, приходя сюда рано утром и выходя отсюда поздно вечером, я имею полную возможность учиться всему, что предлагается учебным процессом, перенимать опыт знаменитых специалистов, общаться со своими сверстниками, посещать уроки других специальностей и делать все возможное для повышения уровня своего музыкантского образования и расширения профессионального кругозора.

        Любопытно организована здесь оркестровая деятельность учащихся. Давайте рассмотрим оркестровую подготовку поближе.

        Так как в школе учатся студенты-исполнители разных специальностей, трижды в год создается большой состав симфонического оркестра, и трижды в год – состав камерного оркестра. Регулярно в школу приглашают всемирно известных дирижеров, под управлением которых мы много репетируем, готовим концертные программы и, уже затем, выступаем с концертами по всей Испании. Обычно оркестр (так я буду называть вид учебной деятельности, который в России обозначается как «оркестровый класс») занимает у нас чуть больше двух недель.

        Самое первое, что делается – вывешиваются списки с фамилиями студентов, входящих в состав оркестра, а также программа предстоящего концерта. Мы все сразу видим, кто участвует в оркестре и какое положение в нем занимает. Затем каждому выдают ноты, чтобы мы могли ознакомиться с репертуаром самостоятельно.

        Далее нас собирают отдельно по группам (первые скрипки, вторые, альты, виолончели, контрабасы и т.д.). С нами работают школьные профессора по оркестровой подготовке. На этих уроках мы занимаемся технической подготовкой, расставляем штрихи и аппликатуру, чтобы не тратить время на общих репетициях с приглашенным дирижером.

        Затем, после нескольких репетиций, все струнные группы собираются вместе и мы занимаемся артикуляцией и выполнением всех динамических приемов. Так проходит еще несколько дней подготовки.

        После таких репетиций группами мы уже в боевой готовности для репетиций всем оркестром с дирижером, которые занимают обычно одну неделю. Однако они занимают весь день: начинаются в 10 часов утра и заканчиваются в 19 часов вечера, с двухчасовым перерывом на обед. Эти репетиции всегда проходят очень продуктивно, поэтому занимают у нас очень много сил. Ведь дирижер вводит свои поправки и воплощает собственные музыкальные идеи.

        После окончания периода напряженной подготовительной репетиционной работы начинается концертный тур по Испании, в общей сложности, шесть-семь концертов. Обычно начинается и заканчивается концертный тур в Мадриде. Мы выступаем также в таких городах, как Барселона, Севилья, Валенсия, Сьюдат Реаль и др.

        Благодаря такой системе за три года обучения в Высшей Школе Музыки Королевы Софии я участвовал во всех составах оркестра и переиграл огромное количество произведений. Мы играли симфонические сочинения Бетховена, Моцарта, Гайдна, Равеля и мн. др.

        Важной стороной были наши оркестровые выступления с солистами (выбранными из числа учеников школы) с такими произведениями, как скрипичный концерт Чайковского, фортепианные концерты Моцарта, виолончельный концерт Дворжака и пр.

        Так как все участники оркестрового класса очень хорошо узнали друг друга, атмосфера в оркестре всегда замечательная и на концертах каждый полностью отдает все свои силы, умения и талант. Оркестр Высшей Школы Музыки Королевы Софии считается одним из лучших в Испании. Публика прекрасно знает его, поэтому всегда радушно приветствует выступление молодежного оркестра. Часто доводилось выступать в лучшем зале Мадрида – Auditorio National, который вмещает около четырех тысяч слушателей.

        Недавно королева Испании праздновала свой юбилей. На концерт нашего оркестра пришла вся королевская семья. Дирижировал этим праздничным концертом сам знаменитый Зубин Мета. Согласно традиции, в конце каждого учебного года последний оркестровый концерт всегда проходит в королевском дворце перед королевской семьей.

        Я очень благодарен Высшей Школе Музыки Королевы Софии за все, что она дает нам в оркестровом исполнительстве – мы получаем огромный опыт, исполняя произведения великих композиторов в лучших залах Испании.

        По окончании оркестра мы благодарим дирижера за предоставленную нам честь выступать с ним.

        Оркестр заканчивается, но времени на отдых нет – нас ждет много дел…

    Алексей Галиханов,
    Студент 3 курса Музыкального Колледжа Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
    и
    Высшей Школы Музыки Королевы Софии в Мадриде
    ( Испания)

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки