Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Нам нужна одна победа!" №8, Май 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_08/?page=search

     
    Дню Великой Победы посвящается:
    "Война в жизни и творчестве Давида Кривицкого…"

        14 мая в рамках мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой отечественной войне, в конференц-зале Новосибирской консерватории состоялось прослушивание произведения «Бабий Яр» Д. И. Кривицкого

        Великая отечественная война затронула практически каждую семью в России. Память о тех, кто спас и сохранил для будущего молодого поколения страну, навсегда должна остаться в наших сердцах, ибо как сказал Д.И. Кривицкий в своем произведении: «если замолкнет эхо их голосов, мы погибли». Каждый из нас по-своему чтит героический подвиг народа: со слезами радости и горя. И музыка, которая была неизменным спутником всех тех военных событий, как ничто другое способна сохранить самые сокровенные чувства и мысли героев войны, а также напомнить в который раз о тех нелегких годах жизни нашей страны. Одним из людей мира музыки, не забывающих страдания людей военных лет, является Давид Ицхокович Кривицкий. Именно его персона стала центральной фигурой консерваторского мероприятия, о котором я пишу.

        Давид Ицхокович Кривицкий – известный московский композитор старшего поколения. Он – довольно крупная фигура в современной российской музыке. Давида Кривицкого отличает исключительная плодовитость. Он автор около 3000 произведений в самых разных жанрах. Среди них оперы (в том числе известная «Доктор Живаго»), балеты, симфонии, инструментальные концерты, камерная музыка. Авторский стиль композитора характеризуется, прежде всего, мелодической насыщенностью, яркими, запоминающимися темами. Давид Кривицкий свободно обращается к стилистике барокко, романтизма, помещая их в контекст современного музыкального языка.

        Композитор активно и быстро откликается на события социальной действительности. К теме войны и мира он обращался несколько раз на протяжении своего творческого пути. Это триада произведений синтетического жанра. Кантата «Голоса Терезина» была написана в 1981 году, в основу ее положены стихи и рисунки детей, замученных в чешском концлагере. В 1984 году была создана «Военная кантата» на стихи А. Тарковского. «Бабий Яр», написанный в 1994 году, венчает эту триаду. Позднее Кривицкий еще раз затрагивает эту тему в своем новом монументальном произведении «Параллельные миры».

        «Бабий Яр» производит сильнейшее впечатление на слушателей своей экспрессивностью. Вероятно, здесь сказались личные переживания автора. Композитор родился в 1937 году в Киеве, там прошло его детство. В кровавом злодеянии гитлеровцев, происшедшем в сентябре 1941, погибла часть его семьи. Вот как об этом вспоминает сам автор: «22 июня 1941 года – мама надевает на меня чулки. Говорит – скорее идем в бомбоубежище. Нас эвакуировали вместе с киевским театром, где работал мой папа. 6 ноября 1943 года – наши войска заняли столицу Украины. Была радость, конец мытарству. Мы вернулись домой на развалины. 29 сентября 1945 года наш класс повели на экскурсию за Подол. Показали Бабий Яр. До сих пор помню ту щепотку земли оттуда: жирная, маслянистая, вперемешку с костями и мясом. Это первые семь лет моей жизни».

        «Бабий Яр» – монументальное произведение для двух хоров (мужского и детского), трех солистов, симфонического оркестра и чтеца. Жанр сочинения композитор обозначил на титульном листе – «драма пер музыка». Композитор возрождает свойственный этому старинному жанру синтез драматического действа, пения; трактует хор в качестве не только участника, но и комментатора драмы.

        Либретто произведения создано самим композитором. Оно основано на повести А. Кузнецова «Бабий Яр». Кроме того, композитор использовал материалы Нюрнбергского процесса, стихи А. Ахматовой, И. Бродского, П. Элюара, других поэтов. Вводятся слова еврейских народных песен и молитв. Текст звучит на нескольких языках: на русском, английском, немецком, украинском, идише, иврите. Этим автор достигает высокого уровня обобщения. Трагедия Бабьего Яра становится символом холокоста войн, о которых нельзя забывать. Однако композитор считает, что среди всех катаклизмов повседневности музыка призвана нести людям любовь и красоту. Сам он говорил о том, что «посвящает свои произведения жизни, а не войне».

        Исполнение произведения «Бабий Яр» состоялось 26 апреля 1995 на Мемориальном вечере, посвященном Памяти катастрофы и героизма еврейского народа во Второй мировой войне. Эта запись и была представлена слушателям. Перед прослушиванием произведения проректор консерватории по научной работе, профессор Б.А. Шиндин познакомил присутствующих с фигурой Давида Кривицкого, теплыми словами напомнил о творческих связях композитора с А. М. Кацем и музыкальной жизнью Новосибирска. Произведение не оставило равнодушным никого. Об этом свидетельствуют мнения некоторых из присутствовавших, которые автор статьи позволяет себе привести …

        В. В. Милославский (физик): Творчество Давида Кривицкого требует глубокого осмысления и понимания. Музыка его очень многопланова и сложна. Это некий контрапункт миров. Поэтому она требует многократного прослушивания и вслушивания в каждый ее эпизод, каждый фрагмент. На мой взгляд, недостаточно одного прослушивания произведения «Бабий Яр». Но хотя бы так слушатели имели возможность познакомиться с этим уникальным творением.

        Ю. А. Ащепков (член союза композиторов России): Давид Кривицкий – уникальный композитор. О нем и об этом произведении можно говорить бесконечно. Но я скажу самое главное – то, как понимает Кривицкий жанр, в котором написан «Бабий Яр». Для него драма пер музыка не просто драма, положенная на музыку, не просто сценическое искусство. Для композитора это драма жизни, сама жизнь. Военные события прозвучавшей сегодня драмы возносятся до некоего религиозного универсума.

        С. С. Гончаренко (доктор искусствоведения, профессор НГК): Творческая личность Давида Кривицкого уникальна во многих отношениях. Он представитель музыкальной династии, родоначальником которой был его отец – скрипач, концертмейстер в киевском театре оперы и балета. Дочь его – органистка, доктор искусствоведения, редактор журнала «Орган», постоянно выступает в центральной печати как музыкальный критик. Внук – Михаил оканчивает специальную музыкальную школу. Он уже не раз выступал в Москве и других городах как пианист с сольными концертами. Новосибирский симфонический оркестр исполнял его произведения.

        Поражает неукротимость творческой энергии Давида Кривицкого. Знаменитое декартовское изречение: «Я мыслю — следовательно, существую» – в данном случае следует перефразировать, уточнив: «Я существую, следовательно, мыслю звуками». Достоит подражания тот факт, что на протяжении многих лет композитор выдерживает жесткий режим труда. Несмотря ни на что ежедневно с 6 утра он работает.

        Приподнятость и патетика высказывания, яркий пластичный мелодизм выделяет авторский почерк Д. Кривицкого в контексте общего стремления в музыке конца XX – начала XXI столетий к сдержанности, отстраненному, выражению идей и эмоций. На мой взгляд, пафос темы удивительно соответствует возвышенному романтическому строю музыки, что обеспечивает большое художественное воздействие произведения.

        Хочется думать, что состоявшееся прослушивание музыки Давида Кривицкого положит начало возрождению существовавшего в консерватории Клуба композиторов и музыковедов. В рамках этого клуба проходили еще не так давно представления и обсуждения новых композиторских работ наших студентов, а также сочинений маститых авторов. Мне известно, что многие композиторы Москвы и Петербурга хотели бы показать в Новосибирске свои произведения. Их мастер-классы проходят в последние годы в таких сибирских городах как Томск и Красноярск, а Новосибирск оказывается на периферии. Я надеюсь, что и в Новосибирске возможно осуществление подобных акций.

         Нгуен Лантуат (профессор НГК, член союза композиторов России и Вьетнама): Во-первых, спасибо людям, которые показали это произведение. К сожалению, в нашей консерватории отношение к современной музыке я бы не назвал очень хорошим. Я слышал даже от уважаемых людей, в том числе от профессоров, народных артистов: «Зачем нам Пендерецкий?». А это ведь модернизм, это было 50 лет назад. Что уж говорить о таких композиторах?! Не получается пока на кафедре композиторов создать композиторский клуб. Поэтому мне было очень приятно, что такое событие состоялось. Я бы хотел, чтобы такая традиция продолжалась дальше. Студенты должны интересоваться музыкой современных композиторов. Обидно, когда этого не происходит.

        Во-вторых, хотя это произведение было создано 16 лет тому назад, оно до сих пор актуально и современно. Для меня это очень важно. Я очень благодарен тому, что есть такое сочинение, которое не только отражает боль своего народа, но трагедию всего мира. Когда еще будет музыкальное сочинение подобного типа, неизвестно. Что такое Бабий Яр? – ведь это страшные события… А что творилось в Сибири, когда погубили миллионы людей? Почему никто не пишет?! Может быть, господин Кривицкий когда-нибудь подумает над этим.

        В-третьих, у Давида Кривицкого совершенно оригинальный музыкальный язык, и самое главное: это не выглядит пижонством. Поскольку я специалист по инструментовкам, то отметил большое мастерство оркестровки сочинения. В этом произведении все очень естественно, декламация вполне органично включена, при этом музыка здесь не является фоном. И, в-четвертых, хотя произведение достаточно длинное, тем не менее, его хочется еще раз послушать. Мне даже хотелось бы какой-то коды, большего завершения.

        Я желаю Давиду Кривицкому здоровья, чтобы он еще и еще работал. В произведении чувствуется большая потенция и мастерство, желание писать. К сожалению, сейчас вряд ли возможно частое исполнение подобных произведений в Новосибирске.

        А то, что сочинение «Бабий Яр» имеет право на существование именно сейчас, то что это сочинение трогает людей, то что оно доходит до сердца – это несомненно.

    Дарья САФОНОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки