Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Нам нужна одна победа!" №8, Май 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_08/?page=search

     
    Дню Великой Победы посвящается:
    "Великой Победе посвящается..."

        Новосибирский театр музыкальной комедии – НТМК – в прошлом 2009 г. отметил свой 50-летний юбилей. Сезон 2009-2010 гг. стал первой ступенью на лестнице новых творческих побед: состоялось 6 (!) новых творческих проектов. И все они отличаются оригинальностью выбора произведений и подхода к их воплощению.

        Во-первых, в этом году, после 23-х летнего перерыва, возобновлены постановки жанра советской оперетты. Малое количество классического американского мюзикла восполнено постановкой шоу-программы «Все звезды» (золотые мелодии мюзикла). В настоящее время проходят репетиции музыкальной комедии А. Колкера «Ходжа Насреддин», премьера которой запланирована на 25-26 июня 2010 г.

        Но наиболее интересными проектами видятся постановки мюзикла «А зори здесь тихие» А. Кротова и музыкальной драмы «В начале мая» Г. Портнова. Эти спектакли продолжили линию драматических спектаклей, начатую постановкой мюзикла А. Колкера «Гадюка» (2008), которая выбивается из общей комедийной направленности деятельности музыкального театра. Успех спектакля («Гадюка») открыл пути для осуществления новой репертуарной политики НТМК.

        Труппе Новосибирского театра музыкальной комедии оказались доступны самые сокровенные и трагические сюжеты, связанные с военной тематикой. Последние постановки стали реализацией проекта «Молодые помнят», который посвящен 65-летнему юбилею Великой Победы.

        Но не только в этом их уникальность. Отличительная черта мюзикла «А зори здесь тихие…» заключается в его создателе. А. Кротов – талантливый новосибирский композитор. Он уже не первый раз сотрудничает с постановочной и актерской труппой театра. Создание композитором мюзикла для определенного театра, сцены, режиссуры, актеров и позволяет, на наш взгляд, осуществлять особенно успешные проекты.

        Оригинальность музыкальной драме «В начале мая» Г. Портнова придал необычный актерский состав. Впервые в истории театра осуществлен совместный проект с Новосибирской государственной консерваторией (академией) им. М.И. Глинки, где большинство актеров – студенты консерватории и лицея (Виталий Новиков). Премьера этого спектакля состоялась 23 февраля 2010 г. Второй раз спектакль был исполнен в день Победы – 9 мая.

        В постановке спектакля участвовали заслуженный деятель искусств РФ, профессор Новосибирской консерватории Элеонора Ивановна Титкова (режиссер-постановщик НТМК) и лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», заслуженный артист РФ Эхтибар Ахмедов (дирижер-постановщик). На вопрос: «Как проходила постановка спектакля?» – Э. Ахмедов ответил: «Как обычно. Я дирижировал, Элеонора Ивановна ставила…».

        На самом деле понятно, что этот творческий процесс был особенным. Главный дирижер НТМК отметил большую разницу между работой с профессиональными артистами и студентами консерватории. Для многих из них этот труд стал первым соприкосновением с миром профессионального музыкального театра. Сами молодые актеры отмечают, что главная трудность, ставшая одновременно полезнейшим опытом, несоизмеримым со студенческими театральными постановками, заключалась в работе с оркестром и вынесении спектакля на суд широкой публики. Именно это заставило студентов осознать важность и значимость серьезного подхода к своему делу. И, несмотря на безусловное волнение и трепет, которые могли заметить зрители, каждый исполнитель отметил для себя профессиональный рост в процессе постановки. Кроме того, огромное значение для студентов имело общение с профессиональными артистами на сцене. В спектакле принимали участие заслуженный артист РФ Владимир Вальвачев, дипломант Национальной премии «Золотая маска» Роман Ромашов, артисты хора.

        Молодые актеры выглядели на сцене достаточно убедительно. Особо хотелось бы отметить таких студентов, как Вячеслав Усов (роль сержанта), Виктор Дитенбира (роль Михаила), Мария Беднарская, (роль Нины). Разноплановые роли, различные амплуа и, естественно, по-разному сыграны. Однако объединяют их начатки мастерства, которые они получили, работая в различных театрах Новосибирска.

        Вячеслав Усов, работая в театре «Глобус», освоил не только теоретически, но, что более важно, практически, законы драматического искусства. И это отражалось на его игре, которая была достаточно органичной. По существу он уже профессиональный актер. И фактура (и актерская, и вокальная), которую он сумел именно преподнести зрителю, значительно возвышает его над остальными исполнителями и делает его убедительным в своей роли, актерском мастерстве. Вячеслав отметил полезность работы с Э. И. Титковой, которая, по его словам, дала ему свободу в плане эмоционального создания образа, не закрепощая роль в определенные рамки или схемы. Это значительно помогло ему попробовать найти себя как актера, что, на мой взгляд, и удалось. Похвально, что Вячеслав не слишком лоялен к себе. На вопрос: «Как ты оцениваешь свое выступление?» он ответил: «Плохо! Но старался играть так, как нужно». Возможно, такая самокритика и позволяет ему стремиться к совершенствованию актерского мастерства, что, несомненно, приносит свои плоды.

        Виктор Дитенбир работает в НГАТОиБ и результат его работы также был представлен зрительской оценке. Виктор исполнял главную роль, которая требовала от него почти постоянного присутствия на сцене и исполнения большого количества вокальных номеров. И нужно отдать должное молодому артисту, Виктор успешно справился со своей задачей, показал себя состоявшимся актером и певцом. Несмотря на усталость, он мужественно выдержал это испытание.

        Мария Беднарская окончила театральный институт и в настоящее время работает в НТМК. Одновременно, она является студенткой первого курса консерватории. Поэтому актриса представляла обе стороны этого совместного проекта. Зритель наверняка заметил, что ее актерское исполнение значительно отличается от других женских ролей большей убедительностью, достоверностью и четкой артикуляцией.

        Нельзя не отметить еще одну участницу – Варвару Коньшину – с очень приятным и располагающим тембром голоса, а также большим актерским потенциалом. Ей удалось создать образ советской девушки, с характерными манерами, жестами, интонацией. Варвара признает, что наибольшие заслуги в создании ее образа принадлежат режиссеру-постановщику – Э. И. Титковой. Но молодая актриса также справедливо оценивает и собственный вклад, те самоощущения, которые она обнаружила в себе, пытаясь как можно лучше прочувствовать и вжиться в роль.

        Самым юным актером этого спектакля был Виталий Новиков, ученик лицея. И хотя его роль была совсем небольшая, он справился с ней со всей яркостью и пылкостью юного задора.

        Этот проект показал огромную пользу практики студентов в профессиональных театрах, высвечивая, вместе с тем, все недостатки их актерской подготовки, незнание сцены. А ведь зрительскому глазу заметны любые мелочи и изъяны.

        Например, кольцо, поблескивающее в свете прожекторов на четвертом пальце левой руки Дуси (Варвары Коньшиной), которое, вероятно, забыла снять актриса. Этот атрибут никак не вписывался в образ советской девушки, работающей в военное время костеляншей в госпитале.

        Были недостатки и более значительные. Заметно, что молодым актерам пока не достает умения связывать воедино драматическую игру и вокальный номер. И здесь вырисовывается еще одна трудность работы в сфере «легкожанрового» музыкального театра. Совершенно очевидно, что драматическую игру студенты воспринимают отдельно, а вокальный номер отдельно, с полной «боевой» предвокальной подготовкой, «как учили в консерватории». И лишь немногим удавалось связать в одну органичную роль два пласта драматургии. Особенно преуспели в этом названные актеры.

        Некоторым исполнителям не хватало внутреннего стержня для объединения сквозной сцены (сцена письма Ермолаева), некоторым – более детальных интонационных нюансов речи. Также очевидна необходимость более мастерского владения хореографией и, как и в случае с вокальным номером, органичного вписывания и продолжения своей роли в нем. Не очень убедителен был грузинский акцент. А комедийные эпизоды в чем-то напоминали студенческое капустничество.

        Кроме того, оставляет желать лучшего чувство такта, чуткость и внимательность по отношению к партнерам по сцене. В силу своей неопытности и волнения молодые артисты воспринимают свою роль как нечто самоценное, забывая об общем деле, ради которого они собрались на этой сцене.

        Конечно же, все эти недостатки, которых при более придирчивом рассмотрении могло оказаться значительно больше, исправляются и израстаются в качество и мастерство с опытом. То, что именно эти студенты появились на сцене НТМК, уже говорит об их большом актерском потенциале, таланте и творческом заряде. А прежде всего, – мужестве, без которого настоящему актеру грош цена.

        Как полагает дирижер-постановщик, такой спектакль, повествующий о жизни молодых солдат и солдаток на фронте, в исполнении профессиональных опытных актеров может быть не слишком убедительным, поскольку теряется ощущение молодости. По его словам, именно в силу этого режиссер спектакля Элеонора Ивановна Титкова не пыталась переделать студентов, придать им более мудрый вид или осознание чего-то того, что на самом деле они еще не знают. И действительно, очень трогательно смотрелись не ведающие той реальности, о которой идет речь в спектакле, лица «солдат» в строю или, например, мальчишеское капризничество, вместо мужественной настойчивости. Но в этом-то и была изюминка спектакля. Ведь в то ужасное и жуткое время воевали по существу те же дети и юноши, которым также были присущи ребячество, робость, страх, неуверенность… Но они были вынуждены избавиться от того, что должны были пережить в определенный этап жизни, и пойти навстречу безжалостному врагу.

        И было бы несправедливо не отметить наиболее сильные эпизоды: сцену прощания Дуси с Михаилом и Сержантом (Варвара Коньшина, Виктор Дитенбир, Вячеслав Усов); сцену встречи с Ниной, бежавшей из плена (Мария Беднарская); сцену гибели Михаила, колыбельную (Елена Бердышева, Виктор Дитенбир). Это те эпизоды, в которых артисты передали все свое переживание, все силы и все свои актерские возможности. Это те эпизоды, которые вызывают в зрителях самые сильные эмоции.

        Дирижер Эхтибар Ахмедов рассказывает, что к нему подошла пожилая зрительница и выразила глубокую благодарность за память. Потому что «так все и было!». Не это ли высшая награда для молодых актеров?

        9 мая большую часть зрительского зала составляли ветераны и участники Великой отечественной войны. И какие бы актерские недоработки не выискивал острый глаз, главная цель была достигнута – зритель не обманут, зритель поверил. Вокруг доносится шепот: «Тебя же убьют! Мальчишка!», – бабушки достают носовые платки…

        Зал аплодировал стоя, зрители выкрикивали: «Браво!», выносили на сцену цветы. И это – Победа!

    Анастасия РОМАШОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки