Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "О конкурсах и не только..." №9, Октябрь 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора






    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_09/?page=search

     

    Блащук С.

    "Новосибирский Оперный вчера и сегодня..."

    Блащук Светлана

    студентка IV курса ТКФ

     


    Новосибирский государственный театр оперы и балета

        На сегодняшний день музыкальный театр является одним из самых популярных и востребованных видов искусства. Во время представления зачастую стирается грань между сценой и зрителем. Человек обладает удивительной способностью «вживаться» в роль, происходящее, испытывать эмпатию к персонажу, переживать вместе с ним бремя «препятствий» и поисков выхода из сложившейся ситуации. И все это, в противовес симулякрам виртуальной реальности создает для нас реальность физическую, ощущаемую сенсорно, непосредственно и живо.

        Механизм этого воздействия кроется в синтетической природе жанра, включающей музыку, драму, пластику, мимику, сценографическое искусство. Они вносят такие специфические черты как конкретная образность, красочная яркость сценографии, создают необходимую «полихудожественную среду», способствующую активизации всех каналов восприятия, расширяя диапазон нашей чувственной сферы.

        Общеизвестно, что самым знаменательным и важным событием 2010 года стало празднование 65-летия Победы против фашизма в Великой Отечественной Войне. Но наверняка не каждый знает, что одна из главных достопримечательностей не только Новосибирска, но и всей Сибири – Новосибирский Государственный Театр Оперы и Балета (НГТОиБ) начал свою деятельность в дни окончания этого тяжелейшего периода для Советской России. И в этот юбилейный год хотелось бы приподнять завесу и воскресить историю, поведав об уникальной жизни театра как «внутренней», так и «внешней». Речь идет об архитектуре здания, которая не может быть обделена вниманием. Путь становления театра как здания и как организованной труппы, слаженной в своей работе, был тернист и нелегок.

        Идея создания оперного театра в Сибири возникла после Октябрьской революции. 1 ноября 1920 года в Омске оперой А. П. Бородина «Князь Игорь» открылся «Сибирский советский театр оперы и драмы» — крупнейший на тот момент провинциальный театр страны со штатом в 522 человека (140 — опера, 117 — драма, 80 — симфонический оркестр, 185 — административно-управленческий аппарат). 30 августа 1921 года Сибревком принял решение о переводе театра в Новониколаевск (ныне – Новосибирск), он был переименован в «Сибирский государственный театр музыкальной драмы» (Сибгосопера). Долгое время театр не имел своего здания, поэтому вынужден был гастролировать. По проектированию специального здания велась активная работа, и были различные весьма интересные предложения. Например, архитектор М.И. Курилко представлял оперный театр как сложный синтетический механизм, партер которого превращался бы в арену цирка, или бассейн.

        14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки "Иван Сусанин" в постановке Н. Г. Фрида и оформлении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о "Большом театре Сибири".

        На сегодняшний день Новосибирский оперный театр без преувеличения является одним из крупнейших театров России, главный дирижер которого – неоднократный лауреат национальных премий «Золотая маска» Теодор Курентзис. С его именем связаны такие яркие постановки нашего театра, как балет «Золушка» (2007) и «Свадьба Фигаро» (2008), получившие национальную премию «Золотая маска» — «За яркое воплощение партитуры С.С. Прокофьева» и «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма».

        Следует отметить, что Теодор Курентзис активно сотрудничает с крупными оперными театрами мира. Так, в июне 2008 года в качестве дирижера-постановщика оперы Дж. Верди «Дон Карлос» он дебютировал в Парижской Национальной Опере. Осенью того же года звукозаписывающая компания Alpha выпустила диск с оперой Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (Теодор Курентзис, камерный оркестр театра Musica Aeterna Ensemble, камерный хор театра New Siberian Singers, Симона Кермес, Димитрис Тилякос, Дебора Йорк).

        Налаженные связи благотворно отразились на репертуаре Новосибирского театра. С 2003 года НГТОиБ осуществляет проекты совместно с известными театрами мира. В декабре 2008 года дирижер выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» – совместного проекта НГТОиБ и Парижской Национальной оперы, премьера которого состоялась в Париже в апреле 2009 года. Эта постановка признана «Событием года» по версии Российской оперной премии Casta Diva–2009.

        В январе прошлого года состоялась российская премьера оперы Й. Гайдна «Орфей и Эвридика, или Душа философа» с участием Симоны Кермес, Эда Лайона и Дэвида Кимберга. Опера в концертном исполнении под управлением Теодора Курентзиса прозвучала дважды: в Большом зале Новосибирского театра оперы и балета и в Концертном зале им. П. И. Чайковского (Москва).

        В сезоне 2009-2010 Теодор Курентзис стал постоянным приглашенным дирижером ГАБТа. В ноябре 2009 года состоялась премьера оперы А. Берга «Воццек» (режиссер Д. Черняков) – первой постановки Теодора Курентзиса в Большом театре России.

        Сегодня в репертуаре театра такие оперы, как: «Золушка» С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Риголетто» Д. Верди, «Богема» Дж. Пуччини. Классика балетного жанра представлена такими произведениями как «Жизель» А. Адана, «Коппелия» Л. Делиба, «Лебединое озеро» П. Чайковского.

        Однако репертуарная политика театра направлена не только на сохранение лучших традиций мировых шедевров оперы и балета, но включает и поиск произведений, жанрово и стилистически значительно расширяющих репертуарный состав. К ним относятся опера «Ревизор» В. Дашкевича, автора многочисленных мюзиклов, одноактный балет «Не все ли равно?» на музыку Дж. Гершвина – выдающегося американского композитора, автора мюзиклов и опер, синтезирующих в себе черты мюзикла, а так же балет на музыку А. Рыбникова из его рок-оперы «Юнона и Авось».

        Устойчивым звеном в репертуаре нашего оперного театра является репертуар для детей. Это оперы «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича, «Терем теремок» И. Польского, «Сказка о попе и работнике его балде» Б. Кравченко, а также балет «Три поросенка» С. Кибировой. Эти произведения исполняются в Концертном зале НГТОиБ.

        Кроме того, не без гордости отмечу, что в постановках театра принимают участие и студенты-выпускники НГК, такие как Алексей Штыков и Виктор Дитенбир.

        Сейчас с уверенностью можно сказать, что, появившись на закате войны, в период тяжелейших потерь и кризиса нашей страны, НГАТОиБ снискал себе добрую славу и по сей день не перестает радовать жителей и гостей города музыкальными постановками.

    фото all-pages.com

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки