Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Всероссийский музыкальный конкурс" №11, Февраль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_11/?page=search

     
    Концерты:

    Мичков П.

    "Viva, mandolina!"

    Мичков Павел

    студент V курса ТКФ

     


        15 декабря 2010 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки состоялся концерт дуэта Resonance.

    Дуэт Resonance

        Участницы дуэта Наталья Кравец и Яна Повольских представили вниманию слушателей увлекательную и в значительной мере познавательную программу-презентацию под названием «Вива, мандолина!». Исполнительницы завладели вниманием слушательской аудитории на все время концерта, чему в немалой степени способствовало поэтичное слово ведущей – кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки Ольги Александровны Светловой, – ей принадлежала идея сопровождения музыки показом слайдов.

        Наталья и Яна обучаются в магистратуре под руководством ведущих педагогов кафедры народных инструментов – заслуженного артиста России, профессора Аркадия Геннадьевича Бурханова и лауреата международных конкурсов, доцента Андрея Викторовича Кугаевского. Следует отметить, что на профессиональном уровне мандолина впервые звучала на сибирской сцене.

        Церковь Святого Креста во ФлоренцииПрограмма концерта была выстроена таким образом, что первое и последнее произведение составили своеобразную арку из образцов старинной музыки. А под аркой шествовали разнообразные по стилю, красочные по оформлению и блестящие по исполнению пьесы.

        Как известно мандолина и гитара – это родственные, струнные щипковые инструменты. Мандолина ведет свое начало от лютни. А лютня, в свою очередь, имеет восточное происхождение. Считается, что первые древнейшие инструменты типа лютни появились в IV тысячелетии до нашей эры в Месопотамии, затем они постепенно распространились в Средней Азии, а оттуда – уже в VIII-X веках – попали в Европу через Италию и Испанию.

        В произведении знаменитого испанского гитариста XVII века, автора одного из первых методических пособий под названием «Руководство по игре на испанской гитаре» Гаспара Санза перед слушателями прозвучала вереница разнохарактерных испанских танцев: Испаньолетта, Рухьеро, Парадетос и Канариос.

        Сад БоболиЯрким контрастом к испанской народной музыке явилась концертная сюита «Флоренция» для мандолины и гитары современного российского композитора, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Кирилла Волкова. В сюите три части, каждая из них – своеобразная музыкальная зарисовка архитектурных памятников итальянского города. Первая пьеса «У церкви Санта-Кроче» рисует картину величественного католического собора Святого Креста. В концерте образ собора предстал перед аудиторией в двух ипостасях: в завораживающих звуках мандолины и гитары и в изображении на слайде…

        Вслед за первой пьесой слушатели смогли погрузиться в атмосферу спокойствия и умиротворенности. Музыка рисует очарование Сада Боболи. «Сад Боболи» – именно так называется вторая пьеса сюиты – известный музей итальянского садово-паркового искусства XVI века. Обилие мягких красок, журчание воды из множества фонтанов на ступенчатых перекатах архитектурной композиции передавалось в вучании музыки.

        Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во ФлоренцииЗавершала цикл пьеса «Русская часовня», передающая архитектурный образ православной церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции. Вероятно, даже если бы композитор лишил эту пьесу программного названия, слушатель наверняка смог бы определить яркий русский колорит музыки и, в связи с этим, предугадать, что музыка передает красоту величественного творения русского архитектора в Италии Михаила Преображенского. Так изысканно воплотились колокольные звоны православной церкви в звуках мандолины и гитары.

        Как известно настоящий расцвет искусства игры на мандолине пришелся на XVII-XVIII века. В это время инструмент привлекает внимание как музыкантов, так и художников. Разные по форме мандолины, а также лютни и гитары, можно встретить на картинах Стена, Карраччи, Джентилески, Вермеера, Пеше, Ватто, Гейнсборо. Многие известные композиторы того времени создавали произведения специально для мандолины. Среди них Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель. Вольфганг Амадей Моцарт, например, ввел мандолину в состав оркестра в своей опере «Дон Жуан». Людвиг ван Бетховен написал несколько сочинений для мандолины, одно из которых – Тема с вариациями – прозвучало на концерте.

        Продолжив линию характерных национальных танцев, танго «Ночной клуб» Астора Пьяццоллы вновь вернуло слушателей в атмосферу пламенных мелодий и витиеватых ритмов.

        Наталья Кравец убедительно доказала возможность существования мандолины как сольного инструмента. В ее исполнени прозвучали «Фантазия на тему народной сефардской песни «Мореника» композитора Виктора Киулафидеса и пьеса «Кабора» современного российского композитора Дениса Забавского.

        Творчество итальянского автора, виртуоза-исполнителя, написавшего большое количество пьес для мандолины, Карло Мунье было представлено двумя произведениями. Концертная фантазия «Россиниана» на темы из опер Джоакино Россини и «Испанское каприччио» воплотили дух двух южно-европейских стран. Карло Мунье некоторые произведения создавал в расчете на на своих учеников, таким образом, они имели прямую педагогическую направленность. Продолжателями этой идеи явились участницы дуэта «Resonance», исполнив произведения итальянского композитора.

    Дуэт Resonance

        Завершилось это увлекательное путешествие в мир искусства игры на мандолине конечно же старинной музыкой. Трио-соната знаменитого итальянского композитора, скрипача Антонио Вивальди вернула слушателей в эпоху придворных камерных концертов начала XVIII века, где мандолина была широко распространенным инструментом. Но и в наше время этот удивительный инструмент продолжает привлекать внимание не только из-за своей редкости, но и во многом благодаря тому утонченному хрустальному звучанию, которое способна передать только мандолина.

    фото liveinternet.ru (3), ru.wikipedia.org (4), picasaweb.google.com (3)

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки