Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Учимся и учим..." №3(13), Декабрь 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:














    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_13/?page=search

     
    "Из дальних странствий воротясь":

    Жалеева Р.

    "Флорестан и Эвсебий или как важно быть на своем месте…"

    Жалеева Рената

    студентка IV курса ТКФ НГК

     


        30-31 марта 2011 года четырем студенткам-музыковедам Новосибирской консерватории довелось побывать в Красноярске в связи с участием в III Международной (VII Всероссийской) НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусство глазами молодых». Поделюсь своими впечатлениями от нашей любопытной поездки…

        Хочу отметить, что известие о поездке в Красноярск я приняла не без волнения, так как несколько лет назад, по окончании Томского музыкального училища стояла перед нелегким выбором высшего учебного заведения для продолжения своего музыкального образования. В силу ряда обстоятельств этот выбор стоял между Новосибирской Государственной Консерваторией и Красноярской Государственной Академией Музыки и Театра. И выбор был сделан в пользу Новосибирска…

        Как и многие выпускники средних учебных заведений, я собрала доступную информацию об этих ВУЗах у своих педагогов, из слухов о мнениях студентов учащихся там, а также из собственных наблюдений над педагогами, с которыми мне довелось встретиться на конференциях и государственных экзаменах. Различия двух «школ» стали ясны с первого взгляда…

        С представительницей «красноярского направления», кстати, выпускницей Томского музыкального училища, Светланой Геннадьевной Войткевич, наша немногочисленная группа познакомилась в конце четвертого курса. Все трое мы решили однозначно поступать в Красноярск, столь велико было обаяние этой женщины, прочитавшей нам подряд несколько лекций по темам предстоящего гос. экзамена. Надо сказать, что, имея перед собой образец нашего любимого учителя по практически всем предметам, Любовь Михайловну Крымову, которую мы очень ценили как педагога, мы были приятно удивлены существованием еще одного такого таланта. Покорила, безусловно, свободная манера общения Светланы Геннадьевны и эмоциональное преподнесение материала, при этом мы узнали, казалось бы, о хорошо известных нам произведениях, много нового и интересного. Особое впечатление на нас произвела свободная иллюстрация на фортепиано почти каждого сказанного слова, да еще и с весьма неплохими вокальными данными. Надо сказать, что еще и в личном общении Войткевич очень приветлива и не скована жесткими рамками.

        Мы были в эйфории. Тем более что до этого у нас сложились весьма противоречивые впечатления от новосибирских педагогов, которые, поразив нас обширными знаниями, неумолимой логикой и глубиной мысли, уж чем-чем, а дружелюбием, на первый взгляд, не отличались. Нас завалили градом ремарок на конференции и весьма сильно пощекотали нам нервы на госэкзаменах. Сразу прерву возможное негодование читателя: то было первое впечатление… Познакомившись с нашими педагогами поближе во время учебы, мы, конечно, поняли, что первое впечатление было обманчиво: все встало на свои места. Под маской внешней суровости и строгости, оказывается, таятся весьма добродушные и милые люди.

        Надо сказать, втроем мы в Красноярск не поехали, как собирались. Я, любительница идти по пути наибольшего сопротивления, отбросив тревожные воспоминания, решила все-таки штурмовать Новосибирск, вторая девочка осталась в Томске, а вот третья, как раз, поехала в Красноярск.

        Итак… Вернемся к поездке. Оставив в стороне описание традиционных составляющих поезда, таких, как оглушительный молодецкий храп попутчиков мужского пола и нетрезвые их комментарии в наш адрес, сразу перейду к прибытию на Красноярский железнодорожный вокзал.

        Приятно отметить, что по выходе с поезда нас встретил собрат по интересам, студент кафедры теории музыки, Сергей. Выслушивая наши восторженные излияния по поводу прелестей города, он рассказал, где находятся академия и общежитие и любезно выступил в качестве фотографа, запечатлев наши довольные лица на фоне декоративного поезда.

        Совершив небольшую экскурсию на троллейбусе, а затем, немного поплутав по подземным переходам, и взобравшись по немыслимо многочисленным и неудобным для восхождения ступеням, а тем более с огромными чемоданами в руках (косметика, само собой, одежда и провизия), мы попали в общежитие.

        Заранее наведя справки об общежитии, мы с печалью обнаружили, что душ – общий. Попереживав на этот счет около полумесяца, нами было решено все же не снимать квартиру, а наступить на горло собственному стеснению и поселиться все-таки там. И вот, поднимаемся на второй этаж и видим в ряду обычных для общежития обшарпанных дверей новенькие деревянные – наши номера-люкс! Внутри тоже оказалось очень мило и уютно, чему мы несказанно образовались. Но перейду к самой Академии.

        Спустя полчаса после выхода из общежития, мы добрались до КГАМиТ, и некоторое время плутали в поисках входа, которых как оказалось, несколько, по крайней мере, два. Найдя нужный и сделав ряд фотографий на фоне здания, мы вошли внутрь. Да, убранство Красноярской Академии во сто крат превосходит оное в нашей консерватории. В защиту Новосибирской консерватории могу сказать, что ее здание первоначально не было предназначено для этой цели, а было построено в советские времена как торговая организация «Сибдальгосторг». В то время как в Академии буквально незадолго до нашего приезда закончилась реставрация, при этом вдохновляло еще и наименование учебного заведения: Академия музыки и ТЕАТРА! Действительно, было ощущение, что заходишь в театр: белый мрамор, витая лестница, огромная люстра, солидный гардероб, который не в подвале располагается, а сразу перед входом с охранниками и пропускной системой. Цивилизация…

        Потрясающая организация! У входа нас встретила местная студентка-теоретик, которая провела нас, слегка опоздавших, к кабинету, а точнее залу, в котором проводилась конференция. Заранее извиняюсь, но сравнение сейчас будет опять не в пользу нашей alma mater. Все мы прекрасно знаем наш конференцзал, в котором у нас проходят защиты и конференции: тусклое освещение, старые стулья, полное господство старых картинок в красно-черно-белой гамме! А в Красноярске: светлое помещение, оснащенное современным оборудованием, удобные стулья. Хотя, это, конечно, только материальная база, купеческий Красноярск всегда был богаче Новосибирска...

        Отмечу, что мой энтузиазм и восхищение антуражем несколько поутихли в процессе слушания выступлений местных студентов. Были заявлены интересные темы: о романтическом в «Романтической музыке» Р. Щедрина, образе Лолиты в его же опере, вокальном цикле Н. Пейко, мантрах, музыке А. Зацепина к комедиям Л. Гайдая. Но чего-то не хватало… А не хватало, главным образом, контекста, требуемого нашими педагогами, в частности, Галиной Анатольевной Еременко, и это действительно справедливо! На вопросы моих новосибирских коллег по этому поводу красноярцы, к нашему удивлению, ничего не смогли ответить. Поэтому затем все мы, представители «новосибирской школы» сошлись во мнении, что наши красноярские коллеги грешат музлитературным анализом училищного характера.

        Кстати, сравнение с училищем действительно уместно, и не только в этом плане. Сама обстановка легкая, педагоги обращаются не только на «вы», но и на «ты» и что-то такое в воздухе витает, что напоминает атмосферу училищных времен.

        После конференции нас пригласили на постановку лирической комедии М. Себастьяна «Пассажир без билета» учебным театром КГАМиТ. А вот это было действительно интересно. Хорошую игру мужской половины актерского состава не смогли испортить ни невыразительная главная героиня, ни гипертрофирующая каждое свое действие одна из побочных, исполнявшая школьную учительницу-стерву. Совершенно покорил исполнитель главной мужской роли робкого, мечтательного Марине Мирою, особенно своим проникновенным заключительным монологом.

        Насладившись постановкой молодых актеров, мы отправились на небольшую прогулку по городу, а затем в общежитие.

        На следующий день конференция проводилась в другом зале, имеющим значительные огрехи в конструкции, мешающие восприятию – ДВЕ МАССИВНЫЕ КОЛОННЫ, расположившиеся в центре зала. Для того чтобы увидеть выступающего, приходилось совершать немыслимые чудеса акробатики, а некоторым же и вовсе лицезреть собственное отражение в зеркале колонны.

        По поводу выступлений. Немного смутила тематика сообщения одной из студенток академии IV курса о поэтизации как средстве усиления лирического начала на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир», все-таки ВУЗ – музыкальный! Интересным было выступление кандидата филологических наук Красноярского государственного педагогического университета, которая увлекательно рассказывала про сюжет о Крысолове в русской литературе.

        «Гвоздем программы» стало выступление вчерашней главной героини спектакля, студентки IV курса кафедры мастерства актера академии, которое стало наглядным пособием по тому, как НЕ НАДО выступать. Вот почему: избрав для выступления тему «Театр и живопись. Пути развития в единстве и многообразии художественной культуры эпохи», девушка громовым голосом с неестественно преувеличенной театральной интонацией и апломбом как минимум профессора произносила, по всей видимости, … выдержки из юношеской энциклопедии живописи. Если закрыть глаза на манеру изложения, от которой возникало просто непреодолимое желание, заткнув уши, бежать без оглядки из академии до самой нашей консерватории, вид был вполне приличный – очень миловидная девочка. Но у нас, как ни печально, был все же не конкурс красоты. А содержание сказанного ею, как мы не напрягались и не изворачивались, с названием темы нам связать не удалось. Точнее ей не удалось. А самым забавным для меня было следующее: в тексте она произнесла мысль о том, что римский театр является приемником греческой трагедии. И причем произнесла как данность, без какой-либо аргументации, на что одна из студенток, видимо лучше разбирающаяся в этом вопросе, дала контраргумент, подкрепив его словами «это идет через эллинизм и комедии Аристофана», а также слегка упрекнула докладчицу в том, что вдаваясь в детали, она отходит от темы. На что выступающая заявила, что в рамках 10 минут очень сложно сообщить какие-то точные детали!!!! (и на какой это вопрос она таким образом ответила?) и далее с пафосной и немного подкалывающей интонацией, как бы между прочим, заявила: «И древнеримский театр основывался на древнегреческом»!». А подкреплять, конечно, сказанное не надо! Интонация, конечно, многое решает, но не все, а тем более уж она не скроет отсутствие смысла!

        На этом остановлюсь. Далее была чудная прогулка по городу, благо, что погода нам благоволила: наконец-то светило солнце. Уезжать, конечно, не хотелось. Впечатления были разные, но яркие. И невольно сравнивая оба учебных заведения, я почему-то вспомнила пару «Флорестан и Эвсебий»: два таких разных образа, преследующих одну высокую цель, но стиль высказываний которых весьма различен! При этом я не хочу сказать, что первое – хуже, или наоборот. Просто это есть… Просто я чувствую, что в НГК я на своем месте.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки