Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Учимся и учим..." №3(13), Декабрь 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:














    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_13/?page=search

     
    Грани музыкального образования Новосибирска:

    Борзых Д.

    "Наш Маленький Музыкальный Мир"

    Борзых Дарья

    студентка IV курса ТКФ НГК

     


        19 октября вся Россия отмечала двухсотлетие Царскосельского лицея, из стен которого вышли многие видные деятели отечественной культуры и политики, начиная с А.С. Пушкина. Этот лицей в нашей стране стал первым учебным заведением такого типа.

        Не всем известно, что Ликеем (Лицеем) называлось в Афинах святилище бога солнца и поэзии Аполлона. И такое же название имела древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем в 335 году до нашей эры на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

        В Царскосельском лицее изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность.

        Ровно через неделю после всероссийского празднования, 26 октября, 20-летие праздновал лицей (колледж) Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, можно сказать праправнук знаменитого Петербургского предка. Конечно, ему свойственна своя специфика, так как наш лицей музыкальный, и основной акцент здесь делается именно на музыкальных дисциплинах. Тем не менее, общеобразовательные предметы школьной программы занимают весьма значительное место в расписании лицеистов, а у старшекурсников есть все дисциплины из училищной программы (философия, экономика и т.д.). Продолжительность обучения составляет 11 лет (9 классов и 2 курса), а точнее 10 лет и 10 месяцев, как указано в Госстандарте1. Чтобы разобраться во всех плюсах и минусах такой системы образования, я обратилась к Ольге Александровне Светловой и Анастасии Михайловне Шамне, которые активно занимаются не только педагогической деятельностью в колледже консерватории, но и организационной, а значит, знакомы со всеми сторонами интересующей нас области. Интересно, что ответы, касающиеся положительных и отрицательных сторон лицейского обучения, были очень схожими, поэтому я попыталась их обобщить.

        Предлагаю читателям мнение ведущих специалистов Музыкального Коледжа НГК (академии) им. М.И. Глинки.

        Очень важно, что все дисциплины идут единым потоком, то есть после математики – сольфеджио, а после него, например, литература: с самого начала для ученика нет такого деления, как если бы он учился в общеобразовательной и музыкальной школе – такая синтетическая система позволяет сэкономить время.

        Плюсом можно считать и доминирование у нас индивидуального обучения, ведь в обычной школе, когда перед учителем 20-30 человек и невозможно уделить внимание всем – акцент делается на запоминание информации, тогда как в нашем МК обучение – это всегда диалог, обеспечивающий глубокое усвоение полученных знаний.

        Огромный плюс в том, что дети сразу попадают в профессиональную атмосферу – это, наверное, самое главное. В консерватории, несомненно, совершенно особая творческая среда, и когда музыкант попадает в нее на раннем этапе своего творческого формирования, то затем ему, несомненно, гораздо легче адаптироваться в нашей – совсем нелегкой сфере деятельности. Так как преимущественно все дети, обучающиеся в колледже, поступают потом на творческо-исполнительские специальности консерваторий, у них есть возможность с юного возраста заниматься самыми разнообразными видами профессиональной деятельности: учиться исполнительству на разных инструментах, играть на концертах сольно и в ансамблях, эти концерты вести, участвовать в конкурсах, фестивалях, мастер-классах ведущих педагогов страны и мира, и т.д.: в общем, совершенствовать свои дарования в центре музыкальной культуры Сибири.

        Из плюсов вытекают и минусы. Так как детей немного, они формируются в «тепличных» условиях, в узком кругу общения, проводя в консерватории практически весь свой день. И если, по каким-либо причинам у ребенка не получается завести друзей в классе, то у него может не хватить времени на то, чтобы с кем-нибудь подружиться во дворе. Также существует мнение, что общеобразовательные предметы здесь, в лицее, даются хуже, по сравнению с другими школами, что не совсем верно. Скажем так – здесь ученики получают все необходимые базовые знания средней школы, без углублённого изучения. Педагог может что-то простить, так как основная специализация всё же музыкальная. Но есть учителя с очень высокими требованиями, требующие отдачи не меньше, чем преподаватели по специальности. В связи с этим, нагрузка у детей получается достаточно большая, и свободного времени на игры остается меньше. Но не стоит думать, что «колледжат» лишают детства – наши юные дарования с излишком восполняют это в стенах консерватории, многогранно реализуясь. Жизнь этих талантливых детей чрезвычайно наполнена и полна неповторимых художественных впечатлений! А что может быть более полезным для всестороннего развития одаренной личности?

        Вот какие аргументы привели интервьюируемые мною специалисты, О.А. Светлова и А.М. Шамне, рассуждая о лицейском образования.

        Теперь настала пора перейти к освещению праздничного действа.

        Традиционно концерт, посвященный юбилею колледжа, проходил в Малом зале консерватории. Драматургия мероприятия была выстроена таким образом, чтобы слушатель смог увидеть и услышать представителей разных классов/курсов – от «малыша» до выпускника. Роль ведущих исполнили студенты теоретического отделения колледжа Антон Ванчугов и Маргарита Холодкова, которые развлекали зрителей интересными фактами: мы узнали о системах образования в разных европейских странах, об особенностях оценок и сдаче экзаменов. Так, например, о том, что в Швеции за учебный год необходимо сдать целых 40 (!) зачётов, а учиться на «4» и «5» в Финляндии – очень плохо, так как четверка является самой низкой оценкой. Весьма занимательными были рассуждения о специфических сторонах музыкального лицея, во многом перекликающиеся с информацией «о плюсах и минусах», уже приведенной нами...

        Но, вернемся к концерту. Конечно, многие из выступавших солистов в силу юного возраста имеют ещё очень маленький сценический опыт. Возможно именно поэтому один из юных артистов «потерялся» на сцене и забыл добрую половину своего произведения. Однако его проводили подбадривающими овациями и криками «Браво! Бис! Молодец!»: вот что значит «полковые друзья!». Были и юные исполнители, сыгравшие с «претензией на блеск». Например, ученица 4 класса Алина Лобанова, которая очень уверенно сыграла «Экосезы» Шопена. А когда Элеонора Костина (6 класс) начала исполнять пьесу Копетски «Веселый Двор» – все с удовольствием погрузились в удивительную атмосферу звучания маримбы. Студенты 1 курса МК – Анна Глушкова и Тимофей Казанцев – так же были на высоте. Это не удивительно: они лауреаты немалого числа исполнительских конкурсов! Единственное, мне показалось, что громадная, сложнейшая прелюдия и фуга Танеева, исполненная Тимофеем, «слегка» не подходила под формат мероприятия (но это я уже придираюсь).

        По традиции праздничных концертов, все действо завершили два детских хора: лирический «Возле речки» (Мусоргский «Хованщина») и игровой хор мальчиков из оперы Бизе «Кармен», поставившие яркую музыкальную точку во всем мероприятии.

        Вот такой он и есть – наш маленький музыкальный мир!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки