Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Учимся и учим..." №3(13), Декабрь 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:














    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_13/?page=search

     
    Грани музыкального образования Новосибирска:

    Мельцева А.

    "Семинар по системе Карла Орфа"

    Мельцева Анна

    магистрант НГК

     


        В период с 28 по 31 марта в Новосибирске проходил семинар преподавателя Ирины Шестопаловой по системе Карла Орфа. Семинар был учреждён Новосибирским музыкальным коллежем им. А.Ф. Мурова. Ирина Шестопалова – педагог, несколько лет назад выигравшая грант на бесплатное годичное обучение в институте им. К. Орфа, г. Зальцбург. Впервые познакомившись с этой системой, она загорелась мыслью об активном её привлечении в образовательную структуру Новосибирска. Всего по России не так уж много подобных специалистов, прошедших подготовку непосредственно в Зальцбургском институте, так что мы, педагоги и воспитатели детских учреждений города Новосибирска, можем по праву гордиться возможностью соприкоснуться с бесценным опытом Ирины Шестопаловой.

        Автор статьи позволит себе напомнить, что основными принципами системы Орфа являются бережное отношение к индивидуальности ребёнка, сохранение и развитие его личностных качеств, воспитание самостоятельности и независимости мышления, постепенное приобщение к творчеству. Одна из главных позиций – «от простого к сложному». Поэтапное усложнение заданий способствует развитию памяти, логики, воображения. К. Орф огромное внимание уделял месту народного творчества в воспитании ребёнка. Песни и танцы различных народов (особенно, разумеется, родной страны) помогают детям осознать богатство духовного наследия поколений…

        Семинар проходил на базе Новосибирской специальной музыкальной школы. Отличительной его особенностью (а также других подобных семинаров Ирины Шестопаловой) являлось то, что участвующие в нём – в основном, педагоги детских музыкальных школ – были непосредственными участниками разного рода упражнений, игр и заданий. Для этого потребовалась достаточно большая площадка, которой стал спортивный зал школы.

        Придя в первый день на семинар, мы, участники, чувствовали довольно обычную для таких мероприятий неловкость, так как были знакомы только с коллегами по своему месту работы. Наблюдались также опасения, что все четыре дня пройдут в томительном ожидании сначала обеденного перерыва, а затем окончания занятий. Однако с первых же минут мы были вовлечены в активное действо, что вызвало поначалу изумление, а потом – неподдельный интерес и внимание к происходящему. Пожалуй, это самый эффективный приём: обучая детей, нужно самому почувствовать себя ребёнком, что и было успешно достигнуто Ириной Шестопаловой. Семинар был посвящён заданиям и играм при работе с дошкольниками, и мы, молодые, но вполне взрослые люди с образованием и некоторым профессиональным стажем, выполняя различные упражнения, радовались, переживали, соревновались и «болели» друг за друга совсем как наши маленькие подопечные. В течение первого же часа неловкость, смущение бесследно испарились, доказывая, что боязнь показаться неумелым – чисто приобретённая, в результате неизбежного взросления, а детство – это пора радости и свободы.

        Задания можно было условно разделить на несколько типов. Некоторые из них были связаны с развитием опорно-двигательного аппарата (чему уделяется значительное внимание в системе), в том числе разучивание танцев народов мира: La Chapelloise (Франция), La Bastringue (Франция), Hashual (Израиль), Mom-bar (Армения), Cobza, Hodoroaga, Pata-pata и другие. Ряд игр были направлены на знакомство детей с музыкальными инструментами и развитием интонационного слуха: исполнение песни «Про лягушек и комара», игры «Королева», «Таря-Маря». А некоторые задания развивали чувство ритма, имеющее первостепенное, пожалуй, значение в системе Орфа: игры «Коробочки» (построенные на принципе передачи), «Фабрика мороженого», четырёхуровневый канон за авторством Дага Гудкина, преподавателя из США.

        …В конце четвёртого дня мы расставались с лёгкой грустью и ожиданием новой встречи. В начале июня будет проходить второй семинар Ирины Шестопаловой, посвящённый работе с детьми школьного возраста. Можно с уверенностью сказать, что участники первого семинара с радостью и нетерпением ждут его начала!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки