Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Учимся и учим..." №3(13), Декабрь 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:














    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_13/?page=search

     
    Alma mater:

    Жалеева Р.

    "О своей теме в искусстве и жизни"

    Жалеева Рената

    студентка IV курса ТКФ

     


        Во время обучения в любом ВУЗе существуют разные формы проверки знаний учащихся: семинары, тесты, викторины, зачеты, экзамены, но, пожалуй, самым волнующим является государственный экзамен. В консерватории инструменталисты и вокалисты исполняют перед комиссией свою программу, а музыковеды – представляют и защищают свою тему, с мыслями о которой они засыпали и просыпались в течение трех (!) лет.

        Немалое время, учитывая, что исполнители работают над своей программой, как правило, один год, и соответственно, немалая ответственность. Как известно всем студентам-музыковедам выбор кафедры, научного руководителя, и, конечно, темы будущей дипломной работы происходит в конце второго курса. Кто-то определяется раньше, кто-то позже. Помнится, еще в середине первого курса, наш маститый мэтр, профессор Татьяна Аркадьевна Роменская в ходе своих лекций мимолетно замечала, что «уже сейчас нужно определяться с темой и педагогом». В то время, наверное, у каждого уже были свои наметки на этот счет, но потом, за один только год решения менялись и весьма кардинально. Ведь выбор педагога – это действительно важно! Благо, что он отчасти облегчается тем, что в течение первых двух годов обучения музыковеды успевают познакомиться с некоторыми преподавателями поближе в процессе написания под их руководством текущих курсовых работ.

        К слову, помню, как моя подруга, студентка Красноярской Государственной Академии Музыки и Театра вспоминала, что один из местных педагогов сравнивал выбор научного руководителя с замужеством! Гипертрофия, конечно, но сравнение интересное…

        Итак, выбор сделан… Начинается поиск темы, материала и прочее… И вот по прошествии года сдают музыковеды зачет, причем каждый на той кафедре, к которой принадлежит. И не забудем еще об объеме в один печатный лист, и оформлении работы, а главное списка литературы в соответствии с последним ГОСТом. И вот сидишь, скажем, в 311-ом кабинете в окружении студентов и педагогов, напротив – научный руководитель, с любопытством смотрящий на твою реакцию от всего происходящего. Очередь доходит до тебя. У всех, конечно, отчет происходит по-разному: кто-то блистает ораторской речью, что просто заслушаешься, кто-то тихо читает свой текст по бумажке, я же в темпе Prestissimo не очень внятно проговариваю свое слово, глядя куда угодно, только не на своего педагога. А причина – страх прочитать неодобрение на его лице… Да, в общем, учиться мне еще владеть собой и учиться!

        А во время года – расспросы однокурсниц «Ну как специальность?», ведь все очень ревностно относятся к своим темам и с любопытством слушают об опытах других. Самое приятное для меня – это когда кто-нибудь из коллег сообщает о существовании книги, статьи или просто краткой информации, случайно найденной ими, которая может тебе пригодиться. Это действительно дорогого стоит.

        А потом, в начале четвертого курса следует поездка в Москву в целях поиска материала по теме. Неделю носишься по библиотекам, попутно, пытаясь просветиться, наслаждаешься столичными концертами в Рахманиновском зале на исполнении «Сказок Гоффмана» Ж. Оффенбаха, в Большом театре на «Борисе Годунове» М. Мусоргского, в Третьяковской галереи на выставке работ П. Кончаловского, и, конечно, забегаешь посмотреть на легендарную Московскую консерваторию. И твое счастье, если ты нашел литературу, и пусть даже на неизвестном тебе языке, да хоть на арабском! Главное, что она есть. А если нет, то есть еще надежда на Петербург, а значит, будет еще одна поездка и новые впечатления! Но это пока в планах.

        В середине года снова встреча с представителями твоей кафедры, но уже не на зачете, а на экзамене. Между прочим, разницы особой не чувствую: процедура та же, хотя… нет… Добавляется рецензент, еще один человек, прочитавший кроме тебя и твоего руководителя твой опус... Кстати это ведь весьма интересно и полезно: выслушать чужое мнение о своей работе, ведь часто пишешь текст, и он настолько прирастает к тебе, что не можешь выстроить его точнее, и не замечаешь мелких недописок, которые для тебя, разбирающегося в теме, очевидны, а для постороннего вовсе нет. Судя по экзамену, могу сказать, что работа проходила не только над текстом, но, очевидно, и над собой: Prestissimo сменилось Allegretto, удалось немного донести содержание работы и любовь к материалу.

        В конце четвертого курса – снова экзамен. Что нам покажет он?… Через год государственный экзамен ожидает тех, кто идет на пятый курс, и через два – состоится защита у тех, кто идет в магистратуру, то есть, у меня… Но до этого еще есть время.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки