Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Региональный центр музыкальной науки" №3 (16), Июль 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_16/?page=search

     
    Своя тема в науке

    Соколова Л.

    "Церковный хор Новосибирского католического Кафедрального собора Преображения Господня"

    Соколова Людмила

    студентка IV курса ТКФ

     


    Наверное, как и многим музыковедам, работа которых сконцентрирована главным образом на чтении научной литературы и написании исследовательских трудов, мне всегда не хватало реального соприкосновения с музыкой, непосредственного участия в процессе ее исполнения. Но однажды судьба подарила мне прекрасную возможность – петь в церковном хоре…

    Собирая информацию для дипломной работы1 о музыкальной культуре польской диаспоры в Новосибирске, я невольно стала углубляться в историю католической церкви в Новосибирске, в строительстве которого активное участие принимали ссыльные поляки. Однако особенно любопытными были для меня сведения о церковном хоре. Надо сказать, что информации о нем весьма мало, поэтому каждая крупица ее очень ценна. В частности, со страниц монографии Л. К. Островского «Поляки в Западной Сибири (1890-е – 1930-е годы)» мне стало известно, что в первом католическом соборе св. Казимира в Новониколаевске (будущем Новосибирске), существовал хор, состоявший из мужчин и женщин. Однако установить количество певчих, их имена и репертуар хора на сегодняшний день достаточно сложно. Тем не менее, дальнейшие поиски стоит продолжать.

    Отсутствие более или менее подробных сведений о хоре первой католической церкви в Новониколаевске отчасти связано с тем, что в это традиции не было непосредственной преемственности, так как на протяжении нескольких десятилетий (имеется в виду советский период) католическая традиция была прервана.

    Однако в 1990-е годы католическая традиция стала постепенно возрождаться. Так, в 1995 г. было начато строительство Кафедрального собора Преображения Господня в центре Новосибирска, а 20 февраля 2000 г. по указу епископа Иосифа Верта SJ был организован хор, который первоначально насчитывал около 25 певчих. Первым регентом была выпускница вокального факультета Новосибирской консерватории Рината Хохлова, затем студент консерватории Григорий Вевер (кларнетист, класс преподавателя М. В. Аунс), а позже с. Ангелина Мессмер (конгрегация сестер служительниц Иисуса в Евхаристии).

    В настоящее время хором2 руководит выпускница Новосибирской консерватории Валерия Беляевскова (класс баяна профессора Г. П. Чернички), она же является приходской органисткой.

    В личной беседе Валерия сообщила, что уроки игры на органе она брала у преподавателя Новосибирской консерватории Г.А. Никулина, а также прошла курсы органистов «Западноевропейская духовная музыка» в Москве.

    Со времени образования хора его состав существенно изменился и в настоящее время начитывает 15 женских голосов. Все певчие хора – постоянные прихожане церкви. Хор, как правило, поет на главной3 воскресной Мессе, а также на праздничных литургиях в сопровождении электрического органа.

    Репертуар хора весьма разнообразен и включает песнопения разных эпох и стилей: от оригинальных образцов и обработок григорианского хорала (например, Н. Кудрявцевой, Н. Новаковской) до современных сочинений C. Casciolini, К. Жигулина, Н. Новаковской, Д. Бебенека и др.

    По словам регента хора Валерии Беляевсковой, песнопения выбираются в соответствии с несколькими принципами. В первую очередь обязательна каноничность текстов исполняемых песнопений, поэтому репертуар всегда согласовывается с настоятелем прихода. Также немаловажна мелодичность музыки, поэтому преимущественно – это кантилена. Первое место при выборе репертуара отводится хоралам, поскольку они достаточно просты для разучивания и исполнения.

    Стоит отметить, что большинство хористов не имеют специального музыкального образования и не владеют нотной грамотой, поэтому песнопения разучиваются ими на слух. Несмотря на это в репертуаре имеются достаточно сложные по технике исполнения произведения в четырехголосной партитуре, требующие определенных вокальных навыков и практики пения в хоре.

    Для таких торжеств как Рождество и Пасха каждый раз готовится новая программа, насыщенная технически сложными песнопениями. Поэтому репертуар хора постоянно расширяется и обновляется. Часто на главные католические праздники исполнительский состав расширяется за счет введения различных инструментов, таких как скрипка, виолончель, виоль д' амур и флейта.

    В ходе стабильных концентрированных репетиций и усердной работы регента и хористов коллективу удалось добиться хорошего результата. Требовательность регента и тщательная работа над качеством исполнения произведений выводит хор за рамки непрофессионального. Поскольку я сама пою в этом хоре, могу на собственном опыте констатировать, что в последние годы в исполнении нашего небольшого в количественном отношении, но сплоченного хора действительно наблюдается заметная тенденция профессионального роста. Хочу надеяться, что общими стараниями нам удастся развить и укрепить традицию хорового церковного пения в католической церкви Новосибирска.

     


    1Работа выполняется в классе по специальности канд. иск., доцента кафедры этномузыкознания Галины Борисовны Сыченко.
    2Не во всех католических приходах Сибири существуют хоры, можно назвать лишь несколько крупных городов – Томск, Кемерово и Новосибирск
    3Имеется ввиду общая воскресная Месса, которая служится для всех прихожан. В связи с тем, что Новосибирский кафедральный собор имеет разнонациональный состав прихожан, в храме служатся Мессы также на польском и литовском языках.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки