Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Незабываемое" №2 (19), Апрель 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_19/?page=search

     
    Наши любимые учителя

    Жалеева Р.

    «Она была любимым педагогом…»

    Жалеева Рената

    магистрант II курса ТКФ

     


    Любимый учитель есть, наверное, у каждого человека. И им оказывается совсем не тот педагог, который просто ставил хорошие оценки, был не требователен и смотрел сквозь пальцы на списывания и прогулы. Им оказывается тот, который действительно УЧИЛ, заботился и прививал необходимые профессиональные качества. Часто роль такого учителя в нашей жизни оказывается гораздо большей, чем кажется на первый взгляд, и очень важно встретить по-настоящему хорошего педагога. Мне с этим крупно повезло, причем дважды... Каждый из этих двух людей любим мною одинаково сильно. Сейчас я хочу поведать вам о первом из них, что встретился на моем жизненном пути.

    Началось все с того, что по окончании музыкальной школы по классу гитары я отправилась на консультацию в Кемеровское музыкальное училище. Так уж вышло, что самих педагогов-гитаристов в тот день в училище не оказалось, и меня любезно согласились прослушать местные преподаватели домры, которые по окончании нашей встречи посоветовали мне свернуть с избранного мною пути музыкального исполнительства. Слегка опечалившись, я вернулась на малую Родину, решив продолжать заниматься на гитаре, а также посвятить себя альтернативному варианту будущей профессии – иностранным языкам. Но тут вмешался случай... Точнее мой педагог по сольфеджио, который позвонил и предложил поехать в Томск, что я и сделала без долгих размышлений (сказался юношеский максимализм). Томичи, протестировав меня на предмет всех музыкальных способностей, вынесли вердикт – отделение теории музыки... При этом пообещали, что если мне не понравится учиться, то будет возможность перевода на подкурс гитары.

    Так я стала теоретиком... Надо сказать, что представления о своей новой специализации и о том, что меня ждет, я абсолютно не имела. Думаю, пояснения излишни...

    Сильнее всех нас с первых уроков впечатлил педагог по зарубежной музыкальной литературе – Любовь Михайловна Крымова, после встречи с которой все мысли о гитаре у меня испарились сами собой. Она поразила нас своей логикой, интересной манерой преподнесения материала, обширными знаниями не только в области музыки, но и других смежных видов искусства и науки. Мы смотрели на нее с благоговением и немым восхищением, перемежавшимся страхом оказаться некомпетентными и огорчить ее. Ведь отличительной чертой Любови Михайловны была огромная требовательность к студентам. Доклады, семинары, викторины, сдачи тем сыпались на нас чередой, приводя в ужас выпускницу народного класса, да и остальных ребят. Когда наша самостоятельная подготовка не соответствовала должному уровню, Любовь Михайловна, не повышая голоса, в своей обычной вежливой манере, могла повергнуть нас в отчаяние. И мы, пристыженные, обещали себе, что уж в следующий раз точно не подкачаем.

    Строгость ее проявилась еще на первом уроке, когда она ясно дала понять, что не существует ни одной убедительной причины для неявки на урок. И мы, наивные, восприняли это буквально, приходя на лекции даже с температурой. Мы, поняли, что это было преувеличением, наверное, только тогда, когда она отправила меня с высокой температурой с семинара домой, да еще и приставив в качестве сопровождающего мою подругу-однокурсницу. Более того, когда мы болели, Любовь Михайловна звонила, справляясь о самочувствии, и, зная, что мы, живущие в общежитии, находимся вдали от семьи, даже присылала фрукты. Она искренне интересовалась нами: домашними делами, успехами по другим предметам и личной жизнью.

    Между тем она считала, что, раз мы поступили на отделение теории музыки, то должны всецело посвящать себя избранной специальности. Поэтому неодобрительно относилась к ребятам, которые пытались совмещать училище с учебой в других университетах. Надо сказать, она была права, ведь это практически невозможно было сделать без ущерба для одной из сторон. Двое ребят, учившиеся параллельно в других Вузах, были отчислены еще на первом курсе.

    На следующих годах обучения Любовь Михайловна вела у нас большинство предметов, помимо зарубежной музыкальной литературы это были: педпрактика, музыкальное содержание, анализ музыкальных форм, полифония, а также разработанный ею курс оперной драматургии. Наряду с этим она руководила курсовыми работами и дипломами студентов теоретиков. Наше расписание было столь насыщено ее уроками, что между собой мы шутливо говорили, что видим ее чаще, чем родную маму. Интересно было то, что Любовь Михайловна никогда не смешивала достижения студентов на разных предметах. Так, например, похвалив меня на анализе, она строго раскритиковала меня на следующей за ним паре педпрактики.

    Строгость у Любови Михайловны гармонично сочеталась с обаянием и хорошим чувством юмора. Из ее уст частенько вылетали изречения Козьмы Пруткова и другие занимательные шутки. Особо любимыми нами фразами была «пусть наши дамы немного передохнут», которой она зачастую обозначала перерыв и «квинтэссенция рафинированности», ставшая ее визитной карточкой. Эти ее выражения мы впоследствии шутливо повторяли.

    Обучая нас логике структурированного ответа, Любовь Михайловна следила и за красотой речи, которая не всем нам хорошо удавалась. При этом особо неудачные, косноязычные и просто смешные наши речевые обороты подвергались ее шутливому передразниванию, которое сопровождалось нашим дружным хохотом.

    Любовь Михайловна была полна энергии и жизнелюбия, я и сейчас вижу как эта миниатюрная, подвижная и неизменно живая женщина стремительно летит по лестницам на шпильках. Она была утонченной в манерах и всегда безукоризненно одевалась. Ею нельзя было не восхищаться. Эта женщина успевала все: преподавала, писала диссертацию, проводила открытые уроки с привлечением медиа-технологий, руководила «Денисов-центром», участвовала в организации и проведении многих олимпиад, а также международных конкурсов имени Эдисона Денисова, вела концерты и пропагандировала современную музыку.

    На окончание нашей маленькой группой музыкального училища, Любовь Михайловна подарила каждому по стихотворению собственного сочинения. В них она отметила наши индивидуальные личностные и профессиональные черты, припомнила многие забавные моменты, произошедшие с каждым из нас в период обучения, а также дала добрые пожелания-напутствия.

    Мы продолжали общаться и после поступления в наши Вузы. Любовь Михайловна неизменно интересовалась нашими успехами, хотя и не всегда одобряла выбранную нами сферу деятельности. Мы созванивались по праздникам, а летом 2008 года, по окончании первого курса, приехали к ней в гости.

    Я пишу о ней в прошедшем времени не только потому, что это события 7-10-летней давности, а потому что в феврале 2009 года Любови Михайловны не стало. Она ушла от нас в возрасте 53 лет, еще совсем молодой, на пике своей творческой активности, она и внешне и внутренне выглядела гораздо моложе. Было сложно представить эту чудесную, умную, жизнерадостную и энергичную женщину, с которой мы полгода назад оживленно беседовали на ее кухне, и месяц назад по телефону, умершей. Она угасла так быстро, как тонкая свеча, выпустив нашу группу (после которой уже никого не брала на курсовые и дипломы, сославшись на то, что лучше нас никого уже не будет) и, организовав свое последнее детище – Международный конкурс молодых композиторов, который проходил в Томске в декабре 2007 года. Смерть Любови Михайловна, чья деятельность за 20 лет пребывания в Томске затронула столь много сфер, явилась огромной потерей для музыкальной жизни города. Для меня лично ее уход стал невосполнимой утратой, это первый человек, не принадлежащий к моей семье, к которому я сильно привязалась и полюбила. Я рада, что имела честь обучаться у этого замечательного педагога.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки