Все в принципе началось довольно неожиданно для всех студентов: приезд самих звезд, то есть профессоров высокого уровня. За неделю были вывешены афиши и время мастер-классов. Сразу подумал – этот момент нельзя упускать и начал работу над произведением, которое очень хотелось поиграть профессору. Мастер-класс проходил достаточно оживленно, несмотря на количество слушателей и ребят, которые хотели поиграть на нем.
В ожидании профессора ребята сидели и переговаривались с друг другом, через некоторое время пришел профессор Брам и знакомство прошло я считаю на очень хорошем уровне: не было никаких отрицательных взглядов, звезд в глазах, а только лишь улыбка на лице и приятный тон в разговоре. Что в принципе я считаю очень важным в наше не простое время. После чего началось прослушивание студентов Новосибирской консерватории.
Профессор Брам Ван Самбеека в момент подготовки сложил свой инструмент, сел поудобнее и начал прослушивание фаготов. Он очень внимательно относился к каждой ноте, к каждому извлеченному звуку и наконец, к постановке самого исполнителя.
Любопытных моментов и нюансов было очень много, и все до одного были интересными. Меня в первые минуты заинтересовало его вдохновение, его терпение. Первое произведение подходило концу и он, взяв свой инструмент, подошел к исполнителю. Здесь больше всего понравилось то, что профессор не стал учить его играть так, и никак иначе. Ведь у каждого свой уровень мастерства и из этого он исходил, старался для каждого исполнителя преподнести, и дать ему понять, что-то свое.
Профессор выделил несколько мест, которые его заинтересовали и начал над ними работу. Начал с того, что каждый играющий исполнитель на сцене, это во–первых артист, и он должен смотреться как артист. То есть речь шла о постановке корпуса. Чтобы не казалось со стороны, что ты себя чувствуешь некомфортно.
Меня привлекло то, что у маэстро было желание работать, учить, показывать и объяснять легко и просто. Он говорил, не скажу что много, но зато о главном, например о том, как ты сам мыслишь в тот или иной момент во фразе, в отрывках различных частей. Он не старался переубедить, а лишь только приближал к золотой середине. Потому, что нельзя направлять музыканта не в нужное русло, иначе будут разногласия и к общей цели педагог и студент никогда не придут.
Меня потрясло очень многое: простота, отношение с улыбкой и прислушивание к восприятию произведения студентом. То, что он показывал много тонкостей и предлагал сыграть какой-нибудь отрывок немного иначе.
Еще привлекло в профессоре – это Личность, его характер и энергичность в исполнении.
Раньше, когда мне говорили, что в Европе в обычае простые отношения студентов и педагога, я не верил. Но когда все увидел своими глазами, то мое отношение кардинально поменялось.
Они могут вместе всем классом ходить пить чай, кофе, выезжать на природу и т.п. У них нет грани между студентом и педагогом, но студенты никогда не забываются и всегда с уважением относятся к своему педагогу. При этом они всегда обсуждают что-то новое в исполнении, в интерпретации и просто отношение студента к пониманию того, что он играет. В словах чувствовалось желание маэстро, и его стремление с каждым днем совершенствовать себя и свои способности. Но профессор преподнес своим молодым коллегам и слушателям ту истину, что не надо жить одним днем и играть так и больше никак. А нужно уметь всегда ставить себе задачи, вносить в репертуар что-то новое, и всегда учится играть разные эпизоды в произведениях по разному.
В конце концов, о мастер–классах профессора Брам Ван Самбеека можно было бы говорить бесконечно, поэтому завершаю свое повествование. Он продемонстрировал очень высокий уровень профессионализма, передавал нам традиции преподавания замечательных педагогов, у которых учился сам, и наконец превосходное отношение ко всем молодым музыкантам!
|