Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Незабываемое" №2 (19), Апрель 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_19/?page=search

     
    Конкурсы, смотры, фестивали.
    Смотр фортепианных отделений ССУЗов Западной Сибири.

    Больных И.

    «Как будут играть через 40 лет?»

    Больных Ирина

    студентка IV курса ТКФ

     


    В Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки 25 марта 2013 года в Малом зале состоялась полуторачасовая лекция заведующего кафедрой общего курса фортепиано НКГ, профессора Николая Сергеевича Бажанова. Тема его доклада прозвучала следующим образом: «Тенденция развития фортепианной исполнительской школы в XXI веке».

    Свою лекцию Николай Сергеевич открыл небольшим вступительным словом, вспомнив годы своей учёбы в консерватории (1970-1975), а именно 1973 г., когда один из его преподавателей задал вопрос, который заинтересовал и надолго остался в памяти юного студента… Вопрос был таков: «Как будут играть пианисты через 50 лет?». И, по словам самого Николая Сергеевича, спустя столько лет он попытается ответить на этот вопрос, но только с некоторой поправкой : «Как будут играть через 40 лет?».

    В чём же отличие пианизма XX и XXI веков? Вследствие каких причин последовало обновление игры? Как эти новшества воплощают пианисты в своём исполнении? На эти вопросы и многие другие четко, точно и кратко ответил лектор.

    Профессор выделил несколько причин, связанных с отличием стиля игры XX c XXI вв. Социологические причины: ранее слушатель, где мог насладиться любимым произведением? В концертном зале (или слушать любимые сочинения на грампластинке). А сегодняшний век даёт любителям музыки и профессионалам большой выбор для прослушивания и просматривания музыкальных произведений, не выходя из дома, притом, в разных исполнениях и разного качества. В этом плане, конечно же, особую заслугу стоит отдать интернету, большому появлению и распространению аудиоматериалов. В итоге, статистика привела к следующим последствиям: резко возросло качество исполнения и стали появляться коллекционеры музыкальных звукозаписей (филофонисты).

    Эстетические причины: к концу XX в. происходит смена глобального стиля. Ориентация на романтический стиль, свойственный ещё началу XX столетия, изживает себя. Возможно, это объясняется эмоциональной усталостью, разочарованием людей в экономической составляющей жизни, которая становилась не лучше. Скепсис доминировал в сознании общества. В музыкальной практике каждый пианист должен достойно представить шедевр исполнительского искусства или открыть что-то новое.

    В чём же проявляется это новое? Как отмечает Николай Сергеевич, выразительность музыкального произведения связанна с интонацией. В XXI в. происходит переход к минимальным единицам мышления (минимализм во всех сферах искусства доминирует), что противоречит стилю предыдущего века. Таким образом, всё, что мешает интонации, отходит на второй план. Также, происходит серьёзный пересмотр педализации, она становится разнообразнее (акустическая педаль, гармоническая и т.д.). Любая педаль, взятая неосмысленно теряет выразительность и затушевывает ясность произведения. Меняется и отношение к динамике в фортепианной игре, мы можем наблюдать разнообразие звука: от рр до mp и mf. Зона piano становится более воспринятой пианистами XXI века. Таким образом, произведение интерпретируется иначе: более “тонким” исполнением, где тишина и беззвучие – это главные средства музыкальной выразительности. Стоит напомнить, что в XX в. пианисты добивались постоянного звучания, а сейчас происходит отказ от этой тенденции. И в доказательство вышесказанного, профессор продемонстрировал видеоматериал, на котором слушатели увидели и услышали исполнение сонаты Скарлатти d-moll, № 108 Даниилом Трифоновым с XIII международного конкурса им. Артура Рубинштейна (2011).

    Другое новшество, которое выделил Николай Сергеевич – необходимость соответствия произведения современному темпу жизни. То есть, музыкальное произведение насыщается событиями (что происходит и в других сферах искусства: в театре, в кинематографе и т.д.). Свои слова лектор подтверждал музыкальными примерами. Слушателям представились две аудиозаписи с исполнением сонаты Шуберта G-dur, интересные тем, что эти два исполнения разделяют около 50-ти лет. Первое исполнение – Вильгельма Кемпфа (известного немецкого пианиста и композитора XX в.), а второе – Вольфганга Заваллиша (немецкого дирижёра и пианиста начала XXI ст.). Событийность выражена более во втором исполнении: медленнее темп, большее затухание звука, отклонение от номинала нотного текста.

    Следующая тенденция, по мнению профессора, заключалась в виртуозности исполнителей. В XXI в. виртуозность достигла отдельных достижений – гипервиртуозности, где вещи находятся на грани возможностей, что опять-таки отражает тенденцию современной жизни. Этот приём увлекает многих пианистов, особенно молодёжь. В качестве примера, мы увидели видеофрагмент «Полёта Шмеля» Н.А. Римского-Корсакова в исполнении японской пианистки Юлии Ванг, сверхвиртуозность которой потрясла многих, сидящих в зале. Ещё один видеопример виртуозности: украинский пианист, лауреат 13-ти международных конкурсов Евгений Ливкович, который исполнил «Этюд» С.С. Прокофьева, ор. 2, № 3. Это сложнейшее виртуозное произведение. Как подметил Николай Сергеевич (и я с ним полностью соглашусь), что должен быть эпиграф в нотах этого произведения: «Надо быть осторожней с этим!».

    В нашем столетии на первое место выходят фестивали исполнительского искусства, конкурсомания, некое современное шоу. Под последним лектор понимает соединение шоу и исполнения, которое происходит прямо на наших глазах. Пианисты при игре могут добавлять дополнительные движения за инструментом, покачивания, показ переживаний может также передаваться мимикой исполнителей. Яркими примерами лектор назвал Евгения Божанова, Григория Соколова.

    В завершении своей лекции Николай Сергеевич порекомендовал слушателям приобрести в НГК книги по истории фортепианного искусства.

    Жаль, что в процессе показа видео- и аудиофрагментов Николая Сергеевича подвела акустика зала, а также то, что профессору не предоставили колонки (усилители звука), чтобы публика лучше смогла услышать, прочувствовать какие-то особые моменты в исполнении пианистов. Должна также отметить неуважительное поведение некоторой части публики на лекции: у многих были включены мобильные телефоны, некоторые шептались или говорили вполголоса во время исполнения музыки… Хотелось бы, чтобы в дальнейшем слушатели уважительнее относились к коллегам, сидящим в зале.

    На мой взгляд, лекция Н.С. Бажанова была очень познавательной, с яркими и интересными примерами. Я не пожалела своего свободного времени, побывав на этом докладе, почерпнула много нового для себя, и, хотя что-то уже знала, но ведь лишних знаний не бывает. Ведь, правда?

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки