Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Конкурсы
    "Броновский"

    Борзых Д.

    «Это было очень интересно»
    (репортаж о творческой встрече с Михаилом Аркадьевичем Стрихаржем – членом жюри VII Международного конкурса юных скрипачей)

    Борзых Дарья

    магистрант I курса

     


    Дело происходило в 320 аудитории на территории струнников. В классе три профессора, с десяток юных скрипачек, пианистка и я… Собственно, сразу же возникает вопрос – для чего мы все здесь собрались? А для того, чтобы познакомиться с Михаилом Аркадьевичем Стрихаржем – членом жюри VII Международного конкурса скрипачей, который в настоящее время проходит в стенах Новосибирской консерватории.

    Гостя представил профессор кафедры струнных инструментов Михаил Исаакович Турич, с которым, как оказалось, они знакомы уже полвека, со студенческих лет в Львовской консерватории имени Н. Лысенко. «Тогда наши койки в общежитии были на расстоянии метра друг от друга, сейчас этим можно объяснить довольно тесные связи России и Германии», – шутит М.С. Турич. И вот, замечая ответную улыбку на лице у Михаила Аркадьевича, видишь перед собой уже не профессоров со всевозможными регалиями, а двоих друзей-музыкантов, радующихся встрече. Однако более официальная часть всё же была представлена в виде перечисления творческих достижений М.А. Стрихаржа, среди которых, к всеобщему удивлению, оказалось почётное звание генерала Украины в ранге генерал-майор. «Честь имею!», – воскликнул титулованный гость и незамедлительно приступил к словесному соло.

    С этого момента, я считаю нужным ввести прямую речь нашего героя, с целью более точной передачи ее содержания, однако, будьте готовы к моим личным комментариям.

    М.А. Стрихарж:
    - «В первую очередь, позвольте сказать, что вы учитесь у великого музыканта (обращаясь к студентам класса М.И. Турича). Я до сих пор считаю его исполнение «Испанского танца» де Фальи и сонаты для скрипки соло Прокофьева эталонным. Вообще, Михаил Исаакович это не просто педагог по скрипке… Как говорил Нейгауз: «Я не преподаю фортепиано, я преподаю музыку». Вы знаете, кто такой Нейгауз? (в ходе беседы, вопрос «Вы знаете, кто такой(ая)?» задавался каждый раз перед произнесением имени музыканта мирового масштаба, и это было довольно забавно). Так вот, Михаил Исаакович не просто учит скрипке, за его плечами огромный опыт руководства камерным оркестром Новосибирской филармонии, и не только это… И поэтому, я хочу наградить его орденом «За выдающиеся достижения в скрипичной педагогике» от имени моего музыкального фонда (аплодисменты, вручение медали и диплома).

    Итак, как будет проходить наша встреча. Мы договаривались, что пару слов расскажу о себе… Я родился в Вене, в Австрии, в доме, под которым похоронен Антонио Вивальди, произведения которого вам часто приходится слышать и исполнять. Хотя Вивальди жил в Венеции, но умереть ему случилось в Вене, и так как он был очень бедным человеком, его хоронили на кладбище для нищих, впоследствии пропавшем из-за расширения города. Причем об этом факте я узнал от местных уже после того, как обосновался в Западной Европе и приехал в Вену с гастролями.

    В аспирантуру меня пригласил учиться Генрик Шеринг, преподававший в Высшей школе музыки в Кёльне, где сейчас преподаёт Захар Наумович Брон. Причем, аспирантских мест там до того времени не было и по сути, его сделали специально по просьбе Шеринга. Кстати, интересный факт. Вчера, после конкурсных прослушиваний, мы с Михаилом Исааковичем пошли на концерт в ДКЖ (новосибирские любители музыки знают, что 13 и 14 мая в ДКЖ проходили концерты нашего земляка, ученика профессоров З.Н. Брона и А.В. Гвоздева, одного из крупнейших современных скрипачей – Ильи Коновалова – с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, дирижёр – Марк Горенштейн). А я всегда с собой беру бинокль. И вот представьте, смотрю я в бинокль на Илью Коновалова, и узнаю в его руках скрипку, которая принадлежала моему учителю, Генрику Шерингу. (История этого инструмента заслуживает отдельного упоминания. Скрипка «Геркулес», создана легендарным итальянским мастером Антонио Страдивари в 1732 году. Известно, что с 1895 года она принадлежала знаменитому бельгийскому скрипачу, дирижёру и композитору Эжену Изаи. В 1908 году во время концерта в Мариинском театре в Санкт-Петербурге инструмент был похищен и долгое время считался утерянным. Скрипка была обнаружена в 1925 году, и до 1960-го принадлежала главному дирижёру Бостонского симфонического оркестра Шарлю Мюншу. В 1962 году «Геркулес» перешел во владение скрипача-виртуоза Генрика Шеринга. В 1972 году музыкант подарил инструмент Израилю с тем, чтобы на нём играл концертмейстер Израильского филармонического оркестра. С 1997 года концертмейстером Израильского филармонического оркестра является Илья Коновалов). Так тесен мир!

    Ну, какую историю вам ещё рассказать? А, расскажу, пожалуй, про работу в оркестре на Байройтском фестивале. Вы знаете, кто такой Рихард Вагнер? Помимо того, что он был композитором, Вагнер ещё организовал первый оперный фестиваль, который считается одним из самых авторитетных в музыкальном мире. Его наследники до сих пор руководят им. В состав туда так просто не попадёшь, только по приглашению. Столько Великих выступало там… и на концерты попасть очень сложно. Очередь за билетами может растянуться на 12 лет. Однажды, на исполнение «Парсифаля» прибыла датская королева Маргарита со своей свитой. Естественно, коллективу фестиваля это не сообщалось, чтобы исключить излишние волнения. Так вот, королева захотела во втором акте понаблюдать музыкальный процесс за кулисами. Он начинается с соло валторны – певец на сцене делает вид, что играет на горне, а в этот момент концертмейстер валторн на самом деле исполняет партию. Но играть он должен именно за кулисами. Хочу заметить, что тогда на валторне играл мой очень хороший друг, однако с очень плохим характером. Поэтому, увидев на горизонте совершенно незнакомых ему людей, он заявил, что не намерен выступать «при гражданских». Это то, что происходило за кулисами. А на сцене, тем временем, герой отчаянно дул в свой духовой инструмент, не понимая, что происходит и куда пропала музыка. Дирижёр подал знак, занавес закрылся, и после некоторых разъяснений, спектакль был продолжен.

    Там же, в Байройте, я познакомился с Пласидо Доминго, знаете такого? Нет, ну что вы улыбаетесь, вполне естественно что-нибудь не знать. Как-то раз, выхожу я после спектакля. Смотрю, стоит Доминго. А рядом с нами проезжает туристический автобус, пассажиры которого уже издалека заметили Мастера и готовились всей толпой брать у него автографы. Тут он не спеша подходит ко мне и говорит: «Друг, я жду, когда приедет моя жена и заберет меня, я не настроен сейчас общаться с поклонниками. Пожалуйста, постой тут со мной». И некоторое время мы действительно стояли и болтали, нас окружила толпа почитателей, к счастью, так и не решившаяся потревожить своего кумира.

    Запомнилась мне первая встреча с Монсерат Кабалье. Она ещё тогда не знала, что будет «Монсерат Кабалье». А я был молодой, стройный, меня все принимали за танцора. И она тоже, увидев, спросила: «Балет?». А я ответил: «Скрипач». Кабалье протянула мне цветок и сказала: «Дарю его тебе». Видимо, у неё это была своеобразная традиция, так как потом, когда мы встретились через некоторое время, она спросила: «Дарила ли я вам цветок? Сохранили ли вы его?». Мне тогда пришлось сказать неправду, что-то вроде: «Да, конечно, он хранится у меня в домашнем гербарии», чтобы не обидеть чувства дамы».

    На сем заканчиваю изложение прямой речи М.А. Стрихаржа. Конечно, текстом не передашь интонации, жестов, всей полноты живого разговора. И как же сожалею я о том, что так мало присутствовало музыкантов на этой удивительной встрече. Казалось бы, музыкант подобной величины должен вызывать неподдельный интерес у его младших коллег... Но, оставим печальные рефлексии, ибо ещё немного хочется рассказать о второй части сего мероприятия – практической.

    Михаил Аркадьевич начал её с того, что задал два вопроса: «У какого музыканта было первое имя Йохан?» и «Какой композитор написал канон под названием «Поцелуй меня в …» (было приведено оригинальное название на немецком языке). Ответ на оба вопроса был один – Моцарт! Представьте себе… Две угадавшие студентки получили в подарок оригинальные шоколадки с перцем чили, а Михаил Аркадьевич объяснил, для чего он задал такие вопросы. Во-первых, для того, чтобы приступить к работе над пятым скрипичным концертом Моцарта, а во-вторых, чтобы показать, что гении – это тоже люди, способные шутить, и это обязательно нужно учитывать в исполнении.

    Как же прошла практическая часть встречи? Лучше меня об этом скажут две её непосредственные участницы.

    Елизавета Крылова:
    - «Мне показалось, что встреча была душевная и даже «домашняя». Михаил Аркадьевич рассказывал истории, как будто мы все сто лет с ним знакомы. А потом, когда стал заниматься концертом Моцарта, перевоплотился совершенно в другого человека: серьезного и сосредоточенного. И что самое приятное, настолько увлекся, что не мог остановиться. Уже закончилось положенное время, но он был так искренне заинтересован…».

    Юлия Вербицкая:
    - «На самом деле большая честь встретиться с таким замечательным музыкантом, артистом одного из лучших оркестров в мире, с которым работали Баренбойм, Караян и др., с человеком из высших музыкальных кругов, если так можно сказать. Интересно было услышать о знаменитом вагнеровском фестивале в Байройте, именно от его участника. По поводу самого мастер-класса. Во время непродолжительной работы над Моцартом он говорил как об общепринятых базовых элементах скрипичной школы (смена смычка, непрерывное вибрато и т.п.), так и о стилистических тонкостях, предлагая "западную" манеру исполнения Моцарта. Это было очень познавательно, поскольку мы привыкли к традициям русской исполнительской школы. "Западный" вариант наверняка ближе стилю Моцарта, потому что австрийцы лучше знают, как играть австрийца».

    Вот так то! Сожалейте те, кто не присутствовал, радуйтесь и учитесь те, кто был, не знаю как вы, но я обязательно ещё воспользуюсь возможностью пообщаться с уникальным человеком и музыкантом Михаилом Аркадьевичем Стрихаржем, пока он не покинул наш город.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки