Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Конкурсная весна" №3 (20), Июль 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_20/?page=search

     
    Новосибирск музыкальный

    Шумилина К.

    Глобусы, усы и огурцы

    Шумилина Ксения

    магистрант II курса НГК

     


    В концертном зале НГАТОиБ состоялись премьеры двух одноактных комических опер, осуществленных в совместном проекте Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

    Выбранные для постановки в этом сезоне оперы – как раз те репертуарные решения, коих в театре не хватало. И «Мавра», и «Брачный вексель» – оперы комические, и в концертном зале театра они смотрятся, несомненно, эффектнее, чем на большой сцене. Между написанием произведений более чем столетнее расстояние, и еще большая разница в их музыкальном языке. Россини написал свою оперу, будучи 18-летним юношей, да и «Мавра» Стравинского, родившаяся в 1922 году – совсем молодое, по музыкальным меркам, произведение: так кому же петь это, если не студентам?

    Автор знаменитого «Севильского цирюльника», Джоаккино Россини, за свою жизнь написал 39 опер. «Брачный вексель» – первая из них – практически неизвестна. А ведь в ней кладезь прекрасных мелодий, мастерски выстроенных сцен и красивейших ансамблевых номеров, как и в более позднем творчестве композитора. Режиссер Дмитрий Суслов не изменяет эпохе классицизма – если в прошлом сезоне его выбор пал на Сальери, то в этом он ставит незаслуженно забытый «Вексель».

    Простой сюжет: меркантильный папаша Тобиас Милль, нежная дочь Фанни, пылко влюбленный в нее Эдуард Мильфорт, заокеанский богач Слук – основные герои типичной для оперы-buffa истории, происходящей в доме Милля. Правда, кроме них в доме масса прислуги, мало обращающей внимание на забавляющихся хозяев. Тобиас Милль блестяще исполнен студентом IV курса Алексеем Зеленковым: он то становится гордым и гневным, то вдруг трусливым и растерянным. Его оппонент – канадец Слук – в исполнении Александра Крюкова более сдержан в эмоциях, но симпатии, все-таки, на стороне взбалмошного папаши. Трогательная парочка Эдуард и Фанни в исполнении Марии Мищенко и Константина Самойлова ни на минуту не заставляет усомниться в искренней и честной любви, царящей между ними.

    В «Векселе» режиссера Д. Суслова много деталей, начиная от постоянного участника действия – одиноко стоящего глобуса: последний то превращается в невесту, то становится противником на дуэли. Здесь и шпаги, и изумительной красоты пистолеты, и конечно – поджаристый поросенок на блюде в серебряных вилках, становящихся вдруг орудием шуточного шантажа в руках влюбленной парочки (как же здесь не вспомнить великую страсть Россини к еде!)…

    Музыкальное воплощение спектакля – игра оркестра и правильно проартикулированные речитативы secco (пария фортепиано – Ирина Немова, дирижер – Пётр Белякин) – безупречно. Конечно, юношеский драйв, задор и горящие глаза не смогли во многом скрыть сценического волнения и дрожи в голосе – все-таки поют студенты. Но это лишь вопрос времени, который, несомненно, через несколько представлений будет решен.

    Музыкально–сценический материал, который достался режиссеру Екатерине Василёвой, был, несомненно, сложнее. Пародийный стиль Игоря Стравинского, с несовпадением акцентов, прерываниями на полуслове, грубыми диссонантными созвучиями, до сих пор воспринимается слушателями неоднозначно. Но режиссер справилась с задачей мастерски, заставляя постоянно удивляться не музыкальным несуразицам Стравинского, а мелким, точно продуманным деталям, насыщающим смысловое поле спектакля.

    «Мавра» разыгрывается в двух параллельных мирах. На улице мы видим в исполнении артистов миманса Парашу с косой, умывающуюся водой из бочки, соседку, испытывающую неземную любовь к верещащей корове и самого настоящего Гусара непременно с кивером и эполетами. А дома все представляется в ином свете – Параша вдруг оказывается соблазнительной девой на выданье, гламурная мамаша (в ярком исполнении солистки театра Галины Кузнецовой), в тайне пристрастившаяся к бутылке, беседует с «доброй» соседкой, указывающей хозяйке на домашние проблемы, а Гусар на поверку оказывается совсем не таким уж и ловеласом. Из знакомого сюжета получается вдруг очень смешная история-фарс, в которой главные герои – усы, проступающие и у коровы, и у гусара, и у соседки и даже у рыбы, (которую пытается пожарить Параша) и огурцы. Ах, да! Еще и русалка. Какая русалка – смотрите сами!

    За обилием «вкусных» деталей совершенно не видны все те трудности, которые пугают музыкантов при первом взгляде на партитуры Стравинского. Спектакль воспринимается органично и совсем легко. Главным открытием стоит назвать красивое по тембру сопрано Светланы Медведевой, которая прекрасно справилась с партией Параши и в вокальном, и в сценическом смысле. Отметим и безупречный оркестр под управлением Петра Белякина.

    Новосибирские слушатели получили два новых интересных спектакля, продолжающих линию сотрудничества музыкального вуза и крупнейшего театра России. Аналогов такому партнерству в нашей стране больше нет. Поздравляем Сибирский Колизей и Консерваторию с прекрасным приобретением в виде двух смешных талантливо воплощенных опер!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки