Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Концерты

    Борзых Д.

    «В поисках эстетического удовольствия»

    Борзых Дарья

    магистрант II курса НГК

     


    За суетой вперемешку с рутиной учебно-рабочие дни студентов НГК им. М.И. Глинки проносятся стремительно и незаметно. Постоянно то от одного, то от другого коллеги можно услышать сетования на недостаток времени и сил, которые остаются для получения новых эстетических впечатлений. Ведь затем, чтобы выбраться куда-то, необходимо заветное сочетание всё тех же сил и времени вкупе с «презренным металлом». Что же делать в такой непростой ситуации? Дилемма…

    А ведь ответ на вопрос, «где же культурному человеку провести культурный досуг», кроется у нас под носом. Дамы и господа, мы же учимся в консерватории! Ничего не стоит спуститься к афишам и подобрать себе концерт по душе в родной alma mater. И ходить далеко не надо, и бесплатно – казалось бы, что ещё для счастья надо? Ан, нет же, ещё обязательно нужно, чтобы мероприятие было интересным, уникальным в своём роде и потенциально вдохновляющим. В итоге получается, что ходят студенты мимо концертных залов (как Большого, так и Малого) и процент присутствующих там «консерваторцев» поразительно низкий.

    Все эти сетования к тому, чтобы отметить печальный факт – мы перестаём ценить то, что имеем и замечать происходящее вокруг нас. На своём примере скажу, что если бы не забросила меня судьба магистранта, выбравшего факультатив журналистики, на концерт, то сама я туда никогда бы не пошла. Обязательно нашлась бы куча отговорок. А так, и долг перед страной выполнила (пафосная метафора, обозначающая написание статьи), и самое что ни на есть удовольствие получила.

    Концерт в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Музыкознание: история и современность глазами молодых учёных» был обозначен как «премьера» не для красного словца, а совершенно оправданно: во-первых, должны были исполняться ранее не звучавшие на сцене консерватории опусы, а во-вторых, своеобразная премьера ожидала и Заслуженного артиста России, доцента Александра Паримана, выступавшего в роли дирижёра. Он, хоть уже и работал со студенческим симфоническим оркестром, но то были разовые акции. Теперь же, наш герой выступил в роли полноправного руководителя, сменив на посту Максима Конарева.

    Поэтому, думаю, не будет преувеличением сказать, что концерт предстоял знаковый. В этой мысли я укрепилась, попав в Большой зал, где собралось достаточно много людей, причём, опять же отмечу, что студентов нашего ВУЗа можно было пересчитать по пальцам (печальный авторский вздох «за кадром»). Я всегда обращаю внимание на количество и качество слушателей-зрителей, так как эти показатели могут уже многое сказать о предстоящем мероприятии. Что, собственно, произошло и на этот раз. Оценив окружение, ваша покорная слуга поняла: «что-то будет». И не ошиблась!

    Быть исполненными предстояло трём произведениям: «Les illuminations» («Озарения») Бенджамина Бриттена – кантате для сопрано и струнного оркестра на стихи Артюра Рембо, концерту для кларнета и струнного оркестра, арфы и фортепиано Аарона Копленда, Славянскому концерту для органа и струнного оркестра Сергея Слонимского. Репертуар нетипичный для консерватории, а тем более для студенческого коллектива. Смело, очень смело было начать концертный сезон именно так, но весьма похвально. Ибо если не ставить перед собой амбициозных целей, движения вперёд не будет – это известно каждому. Давненько (со времён прошедшего весной Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны») на сцене Большого зала не звучало за раз столько нового музыкального материала. Как говорится: «риск велик, но игра стоит свеч».

    И звёзды сошлись как нельзя лучше, в прямом и в переносном смысле этого слова, ведь в солисты были выбраны лучшие из лучших – Яна Мамонова (сопрано), Маргарита Аунс (кларнет), Наталья Багинская (орган). Эти Музыканты (да-да, именно с большой буквы) стали ориентирами для молодой гвардии, составляющей студенческий оркестр. Хочется отметить и ведущего концерта, доцента Андрея Молчанова, подготовившего содержательное и занимательное словесное вступление к каждому из номеров.

    Дабы не пускаться в описание музыкальной ткани (оставим это учебникам) отмечу пару-тройку моментов (уже с учётом вышеперечисленных особенностей), которые сделали этот концерт действительно запоминающимся.

    Первое. Пускай мы пока услышали только струнную группу, но, уже на её примере можно сказать, что оркестр зазвучал по-новому. Действительно слышна ра-бо-та, кропотливая настолько, насколько это позволяли время и возможности. А. Париман выжал максимум, практически совершил невозможное в столь короткие сроки. Даже по тембровому балансу всё стало на порядок ровнее, чем обычно. Да, в Копленде было несколько критических мест, когда оркестр и солистка расходились, оркестровая ткань сыпалась, но её вовремя спасали, и в итоге обошлось «без жертв». После финального аккорда я пару раз услышала забавные фразы от соседей, наподобие: «Молодцы, вывезли, не остановились». Приятно осознавать, что слушатель-то не дремлет и бдит, и в зале присутствуют люди, разбирающиеся в музыке, которые, не смотря на все недочёты остались очень довольны концертом.

    Второе. Порадовал индивидуальный подход к каждому из исполненных опусов. Они были буквально прожиты от ноты до ноты, причём жизнь эта – совершенно разная. Тут надо отдать должное солистам, которые блестяще справились со своими ролями: Яна Мамонова с её хрустальным летящим сопрано, Маргарита Аунс, одарившая бархатным насыщенным кларнетовым тембром и Наталья Багинская, благодаря которой мы окунулись в пучину органного звука.

    Третье. Репертуар. Я уже говорила и ещё раз подчеркну, что такая подборка произведений – уже событие для консерватории. Очень хочется надеяться, что это станет доброй традицией. Наблюдая за людьми в зале во время исполнения, я с удовольствием отмечала заинтересованные вдумчивые лица. Было видно, что они испытывают то самое «чувство прекрасного». Три звуковых портрета композиторов ХХ века, трёх совершенно разных стран… М-м-м, блаженство даже для искушённого музыкального гурмана.

    И, наконец, четвертое. Отдельного восхищения безоговорочно заслуживает Александр Париман. Как метко заметил ведущий, Андрей Молчанов, – «Он выступил не только как организатор исполнительского процесса, но и как его вдохновитель, и непосредственный участник». Лучше и не скажешь. Такая увлечённость музыкальным процессом, полное вживание в него дорогого стоят!

    Подводя итоги, ко всему вышесказанному, хочется добавить только одно – свои искренние пожелания коллективу студенческого симфонического оркестра не останавливаться ни в коем случае на достигнутом, и расти, расти, расти. Этим концертом Вы доказали, что есть силы, желание и возможности для того, чтобы радовать и приятно удивлять слушателей, преподнося им в дар самое настоящее «эстетическое удовольствие»!

    Спасибо!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки