23 октября в Большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Ирина Сопова дала сольный концерт.
Ирина Сопова родилась в городе Комсомольске-на-Амуре. Обучаться музыке начала в возрасте четырёх лет под руководством О. Д. Соповой. В 2001 году продолжила образование в Новосибирской специальной музыкальной школе в классе альта профессора Ю. Н. Мазченко. В 2011 году с отличием окончила Московскую консерваторию (класс доцента Р. Г. Балашова). В настоящее время обучается в аспирантуре под руководством Ю. А. Башмета, а также является ассистентом-стажёром на кафедре альта. И. Сопова — обладатель многих стипендий и премий; среди них — стипендия Министерства культуры России (2003), фонда Русское исполнительское искусство (2004). Яркая, оригинальная манера исполнения отличает альтистку в любом амплуа - как солистки, так и в составе различных ансамблей. Особым успехом пользуются выступления Ирины в качестве исполнительницы на виоле д'амур.
С 2007 года Ирина Сопова является солисткой и концертмейстером группы альтов Камерного оркестра Э.Грача "Московия". С 2011 года - второй концертмейстер группы альтов Российского Национального Оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр - Михаил Плетнёв).
Нам удалось встретиться с Ириной Соповой сразу после концерта.
Мария Красилова: «Что для Вас Новосибирск, вы ведь здесь достаточно долго жили?»
Ирина Сопова: «Это для меня самые лучшие светлые годы – я здесь училась в десятилетке у Юрия Николаевича Мазченко»
М.К.: «В то время Вы играли с оркестром под управлением А. Каца. Удалось ли Вам побывать в новом большом зале филармонии, названном его именем?»
И. С.: «Да, я была там на экскурсии, попробовать акустику не выпало случая. Но и внешний вид является немаловажным фактором привлекательности филармонии. Не сравнить с тем, что было раньше и это, конечно, большая победа для города».
М.К.: «Я знаю, что Вы играете также и на виоль д’амур, почему сегодня только альт?»
И. С.: «Виоль д’амур нынче у мастера, у неё меняется подставка - это чисто технический момент. Обычно в сольных программах я стараюсь включать виолу»
М.К.: «Наверное, трудно сочетать два инструмента в одном концерте?»
И. С.: «Да нет, это уже привычка» (улыбается)
М.К.: «Я прочитала, что Вы играли с разными оркестрами, исполнителями. Что Вам запомнилось больше всего?»
И. С.: «Конечно, запомнилось первое выступление с оркестром, это был дальневосточный оркестр, руководил которым ныне покойный маэстро Виктор Зигфридович Тиц, мы играли ми-минорный концерт Мендельсона. Я тогда очень волновалась, со сцены меня встретила мама и спрашивает: «Ну как?», а я отвечаю: «Ещё хочу!». Конечно, памятен первый выход на сцену большого зала московской консерватории, это было совместно с маэстро Эдуардом Грачём. Кстати, первый раз я вышла играть сольно в большой зал московской консерватории с виоль д’амур в руках, это был первый концерт Вивальди. На самом деле про любой концерт можно вспомнить, например, когда выходили впервые с Юрием Башметом, он как дирижёр, я как солистка, мы играли один из шести концертов Вивальди – это было очень знаменательно. Потом был концерт на инструментах Страдивари, тоже дирижировал Юрий Абрамович, а я солировала. По большому счёту про каждый концерт можно вспомнить, конечно, запоминаются концерты с кем впервые, а последующие уже не так. Про каждый можно рассказывать байки…»
М.К.: «Расскажите про инструмент, на котором Вы сегодня играли. Он из Фонда Ю. Башмета?»
И. С.: «Честно говоря, нет. После конкурса Башмета (В 2010 году Ирина стала лауреатом 2 премии и обладателем специального приза имени Олега Кагана 6 Международного Конкурса альтистов Юрия Башмета в Москве) мне, правда, дали его инструмент, я на нём проиграла три года, благополучно связавшись с мастером, который его сделал, он очень просил прислать записи, я так и сделала. Ему всё очень понравилось и он сказал: «Приезжай в Штаты, я подарю тебе инструмент». Ну вот, собственно, на нём я и играю.
М.К.: «Если какие-то особенности у этого инструмента?»
И. С.: «Конечно, его сделали специально для меня, по пропорциям он отличается он обычных, он немного больше».
М. К.: «Вы сегодня играли очень разнообразную программу: и Бибер, и Брамс, и Хиндемит, и Шостакович, чем мотивирован выбор?»
И. С.: «Дело в том, что я не играла соло в Новосибирске лет семь, с тех пор как уехала. Поэтому хотелось показать всё, много разных стилей – от барокко к романтизму, от романтизма к конструктивизму. И, конечно, последнее произведение Шостаковича имеет особый вес»
М.К.: «Какие выступления Вы планируете в дальнейшем? Есть ли яркие концертные события в Вашей творческой жизни, которые Вы очень ждёте?»
И. С.: «Да, есть. Просто надо открыть ежедневник. Ближайшие концерты ку меня в Екатеринбурге, Тюмени, Красноярске. Четвёртого ноября буду в Москве, на сцене большого зала московской консерватории буду играть токкату С. Прокофьева, а в декабре уже планируется выступление за рубежом. У меня очень плотный график, ведь я сочетаю сольные выступления с работой в оркестре Михаила Плетнёва».
М.К.: «Спасибо Вам за интервью. С удовольствием будем ждать следующего Вашего концерта в Новосибирске!»
фото из журнала "Музыкальное обозрение" http://www.muzobozrenie.ru
|