Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Трио имени Рахманинова и друзья

    Мизюркина О.

    «Green winter
    или концерт "Трио имени Рахманинова и друзья"»

    Мизюркина Ольга

    студентка IV курса ТКФ

     


    9.10.13 состоялся концерт всемирно известного московского коллектива «Трио имени Рахманинова и друзья» в Большом зале Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Участники знаменитого отечественного ансамбля - Заслуженный артист РФ, профессор Виктор Ямпольский и профессор Наталья Савинова в этот раз выступили с солисткой Миланского театра «Ла Скала» Сильвией Мапелли и профессором Миланской консерватории им. Дж. Верди, кларнетистом Серджио Дельмастро.

    Виктор Ямпольский, Наталья Савинова и Серджио Дельмастро уже неоднократно доставляли наслаждение педагогам и студентам Новосибирской консерватории своими концертами и мастер-классами. В этот раз к ним присоединилась прима «Ла Скала», Сильвия Мапелли, которая впервые выступила в нашем городе.

    Несколько слов о программе. Это два фортепианных трио М.И. Глинки и Л.В. Бетховена в исполнении В. Ямпольского, Н. Савиновой и С. Дельмастро а также панорама знаменитых арий из опер Генделя, Перселла, Россини, Верди, Масканьи и Моцарта. Попытаюсь передать впечатления от каждого произведения.

    Концерт открыла ария "Lascia chio pianga" из оперы "Орфей" Генделя в прекрасном ансамбле Сильвии Мапелли и Виктора Ямпольского. Буквально с первых звуков солистка поразила меня легкостью исполнения. Она пела так, как будто даже самые сложные пассажи не стоили ей никаких усилий! Это было точнейшее попадание в стиль: С. Мапелли продемонстрировала прекрасное владение барочной музыкой. Звучание музыки Генделя было поистине чарующим. Как потом говорила одна из слушательниц: "Я подняла глаза на сцену и через несколько секунд буквально потонула в ее голосе". Здесь нельзя не сказать об адекватном исполнении В. Ямпольского. Пианист создал ту звуковую оболочку, в которой голос С. Мапелли просто завораживал слушателей.

    Следующая знаменитая ария Дидоны "Remember me" звучала вместе с роялем и виолончелью. Музыканты настолько хорошо играли в ансамбле, что. казалось, они вместе дышат. В звучании инструментов был потрясающий баланс… а поверх этой звуковой ткани ложился чудесный вокал С. Мапелли. Покорило ее удивительно красиво озвученное пиано. Легкое и в тоже время насыщенное. Истаивающие фразы "Remember me" заставили замереть слушателей...

    Контрастом к предыдущей барочной музыке прозвучало "Болеро" Дж. Россини. В нем Сильвия раскрыла свой итальянский темперамент. После отрешенных Генделя и Пёрселла эта музыка как будто придала мощный энергетический заряд залу и всколыхнула зрителей. В этой же мощной струе прозвучала ария "Parto, parto" из оперы "Милосердие Тита" В. А. Моцарта, которая как будто рассыпалась стеклянными гранями. Очень виртуозная, эта музыка дала С. Мапелли возможность продемонстрировать свой огромный диапазон и мастерство техники. Закончив блестящим Моцартом, певица удалилась.

    Трио для кларнета, виолончели и фортепиано Л. Бетховена си бемоль мажор ор. 11 я слышала впервые. Музыка звучала очень легко и приятно, и, в какой-то момент я поняла, что улыбаюсь. При всей сложности и виртуозности этого сочинения музыканты блестяще справились с ансамблем. Отмечу необычайный юмор, с которым играли В. Ямпольский, Н. Савинова и С. Дельмастро. На какое-то время во мне напрочь отключился теоретик (чему я всегда бываю очень рада): только под конец вариаций я сообразила, что финал написан в этой форме, настолько была поглощена и происходящим на сцене.

    Забегая вперед, хочу сразу сказать о "Патетическом трио" М.И. Глинки, которое звучало после двух номеров с С. Мапелли. Не могу понять, почему его так мало играют? Кто-то из музыкантов, оказывается, считает не солидным играть это трио – один из первых ансамблей в русской классической музыке. Но перед исполнителями, которые выступали сегодня на сцене можно просто "снять шляпу", так как музыка технически и ансамблево труднейшая, а музыканты справились с ней просто блестяще! Особенно я радела за пианиста. Также следует отметить, как замечательно трио им. Рахманинова выстроило этот цикл по форме, что представляет собой, как известно, особую трудность. Это в очередной раз доказало мастерство и профессионализм наших гостей.

    Но вернемся к выступлениям С. Мапелли. Арии из опер Верди и Масканьи прозвучали особенно ярко и сильно. Сильвия буквально взбудоражила слушателя "драмой крика". В эти моменты чувствовалось, что певице как будто мало нашей сцены, так и виделись стены "Ла Скала" и возникло впечатление, что мы сами побывали в этом старинном театре. По окончании номера моя подруга, которая сидела рядом, спросила "А почему она так мало поет?", хотя по масштабам и сложности программа С. Мапелли была очень трудоемкой. Отмечу, что весь концерт шел без перерыва более полутора часов и зрители совершенно не устали. Про такое мероприятие хочется сказать: "Хорошо, но мало"!

    Закрыли концерт несколько неаполитанских песен. Здесь С. Мапелли выразила всю полноту чувств и широту итальянской души. От теплоты в ее голосе в прохладном зале стало как будто теплее. Исполняя неаполитанскую музыку, С. Мапелли, В. Ямпольский и Н. Савина наполнили зал "счастливой" атмосферой, после чего их неоднократно вызывали на бис. Но, перед тем, как исполнить последнюю итальянскую песню "O, Sole Mio" С . Мапелли решила пообщаться с залом.

    С. - Вы не устали?

    Зал: Нет!

    С. - Не замерзли?

    Зал: Нет!

    С. - А я устала и замерзла. И поэтому мы исполним еще одну неаполитанскую песню. Вы все ее знаете, и будете подпевать.

    Честно признаться, чудесный вокал С. Мапелли не очень хотелось перебивать, но певица настаивала и подсказывала нам слова. Пришлось подпеть и все пели сносно до определенного момента, пока мужчина в первых рядах не забасил "О, соля мия". Это вызвало множество улыбок в зале. Под шумные аплодисменты концерт закончился, и добрая часть зрителей прорвалась за кулисы осыпать накопившимися комплиментами прекрасных музыкантов.

    Исполнители как будто ждали нас. Благодаря Ивану Шапошникову, удалось очень душевно поговорить по-английски с Сильвией Мапелли. Эта женщина просто поразила нас своим обаянием и легкостью общения. После того, как прозвучали наши благодарность и комплименты, самое смешное, что первый вопрос задала она: "Вы вокалистка?". На что я грустно ответила "I am musicologists". Мы с ребятами по очереди представились и начали заваливать вопросам бедного переводчика Ваню. Сильвия сразу сказала нам, что когда-то пела "Не пой, красавиц, при мне" Рахманинова и больше по-русски не знает ничего. Сама она живет в Милане и совершенно не знает неапольского языка. Тут же она рассказала про то, что миланцы и неаполитанцы совершенно разные. Миланцы в пиджаках и все время куда-то спешат, а неаполитанцы вальяжные и никуда не торопятся. "А еще они совершенно бешеные!", - сказала Сильвия.

    Так же прима "Ла Скала" пожаловалась на зверский холод, который плохо влияет на ее связки. "Второй раз в России и опять так холодно! А Сибирь - это просто адский холод!" (тут она съежилась). "Это еще не максимальный холод, который у нас бывает" - добавил Ваня с улыбкой. Тут Сильвия пришла в ужас. Я говорю: "В Сибири есть две зимы, одна из них зеленая". "Green winter" очень рассмешила певицу.

    Кое-что Сильвия Мапелли говорила и про музыку. В частности, про исполнение Масканьи и правила произношения текста в его операх. Но сильно распространяться она не стала с явным расчетом на мастер-класс. С обаятельной солисткой очень не хотелось прощаться и мы с радостью подумали о завтрашнем мастер-классе. Буквально за пару часов Сильвия Мапелли вместе с "Трио им. Рахманинова" покорили сердца всех слушателей и надолго оставили в памяти этот прекрасный концерт.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки