Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Сибирские сезоны - 2013" №4 (21), Октябрь 2013 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_21/?page=search

     
    Наши гости

    Шмелькова А.

    «Мастер-класс Валерия Дмитриевича Шкарупы»

    Шмелькова Анастасия

    магистрант II курса НГК

     


    25 октября 2013 года в Малом зале НГК им.М.И. Глинки состоялся мастер-класс знаменитого российского пианиста, профессора Уральской государственной консерватории Валерия Дмитриевича Шкарупы.

    Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный артист Российской Федерации, Валерий Дмитриевич Шкарупа является очень известным исполнителем, педагогом. Валерий Дмитриевич – один из ведущих педагогов кафедры специального фортепиано УГК, чему способствует его репутация концертирующего пианиста-виртуоза. Среди исполнительских заслуг В.Д. Шкарупы – звания Лауреата Международного конкурса им. Ф. Листа (Будапешт, 1991), Дипломанта І Международного конкурса им. С. Рахманинова (Москва, 1993).

    «Валерий Шкарупа – музыкант, счастливо сочетающий качества, позволяющие ему быть активно концертирующим пианистом, широко признанным как в России, так и за рубежом, с искусством педагога, добивающегося впечатляющих результатов и в этом виде деятельности», – писал Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных А. Скавронский. 

    Безусловно, студенчеству НГК было очень интересно и полезно побывать на мастер-классе столь выдающейся личности, тем более, что накануне Валерий Дмитриевич сам успешно выступил перед консерваторской публикой в сольном концерте.

    Поделюсь впечатлениями о его работе с двумя исполнителями.

    Студентка 3 курса Мане Давтян исполнила Три интермеццо ор.117 И.Брамса. Валерий Дмитриевич тщательно работал над каждой пьесой, особенно над двумя первыми (т.к. третья, по его словам, наиболее удалась пианистке). Прежде всего, профессор поразмышлял над историей создания сочинения (поздний период творчества Брамса), над образностью и характером. В первом интермеццо подчеркнул колыбельность, чистоту, наивность – соответственно, посоветовал исполнительнице убрать излишнюю выразительность. Очень много времени Валерий Дмитриевич посвятил работе над прикосновением к роялю. Требовал смягчить руку, погружать ее в клавиатуру за счет кисти, советовал, как добиться текучести. Говорил, что должно быть ощущение «падающих» рук, расслабленных, ощущение «погружения в теплую воду».

    Во время работы над вторым интермеццо профессор вновь отметил, что это позднее сочинение композитора, прощание с жизнью. И снова счел нужным убрать излишний романтический порыв, несмотря на провоцирование его мелкими длительностями. Интересным было сравнение пианиста с дирижером – Валерий Дмитриевич считает эти две музыкальные профессии наиболее схожими в плане постановки рук, их ощущения и т.д.

    Работа над третьим интермеццо была более краткой – основное внимание было уделено педали, legato.

    Следующий исполнитель – студент 1 курса Иван Калатай – сыграл Вариации на тему Корелли С. Рахманинова. Валерий Михайлович с большой симпатией выслушал все произведение от начала до конца, похвалил молодого пианиста. Снова профессор, демонстрируя прекрасную эрудицию, размышлял об истории создания произведения, о каких-то неочевидных на первый взгляд, но очень интересных вещах. Так, Валерий Дмитриевич подчеркнул, что Вариации на тему Корелли – уникальное для Рахманинова сочинение. Оно характерно для того времени (30-е годы ХХ века), когда актуальной стала графичность, чеканность. Провел параллели с М. Равелем (при этом шутливо обыграл внешнее сходство Ивана с великим композитором), что проявляется, например, в главной теме, ассоциирующейся у Валерия Дмитриевича с «Гробницей Куперена» (неоклассичность, графичность). Также характерным для этого произведения профессор считает испанский, мавританский колорит (опять параллель с Равелем – на этот раз, с Болеро). Терпкие гармонии, прихотливый ритм – все это не русская музыка, а мавританские мотивы. Например, ключевую триольность можно сравнить с мавританским барабаном. В целом работа была не над мелкими деталями, а над ключевыми вещами: темпом в одной из вариаций, оркестровостью звучания. В конце Валерий Дмитриевич еще раз похвалил Ивана, восхищаясь тем, что в столь юном возрасте пианист осилил одно из сложнейших произведений.

    Мастер-класс прошел на одном дыхании, в позитивном русле, что явилось следствием профессионализма и, конечно же, человеческого обаяния Валерия Дмитриевича, который произвел впечатление не только большого мастера, интеллектуала, но также добродушного, вежливого и очень приятного человека.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2013 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки