Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Концерты

    Мизюркина О.

    «Вечер грузинской музыки. Сулхан Цинцадзе»

    Мизюркина Ольга

    студентка IV курса ТКФ

     


    Не так часто проходят концерты, посвященные личности одного композитора. Тем более, композитора Грузии. Итак, 12 ноября 2013 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялся уникальный концерт струнного квартета, посвященный творчеству Сулхана Цинцадзе, известного грузинского композитора, народного артиста СССР. В состав квартета входят Евгения Богданова (скрипка), Анита Лахина (скрипка), Думан Жамалкожа (альт) и Виктор Еременко (виолончель); класс профессора. заслуженного деятеля искусств России Виктора Меликовича Минасяна. В концерте приняла участие Мария Шаманина (фортепиано).

    Музыка Сулхана Цинцадзе известна в мире, на западе ее часто играют. Вместе с тем, в Сибири, к сожалению, фигуру Цинцадзе знают весьма немногие, да и сочинения этого композитора редко можно услышать со сцены. Не случайно В.М. Минасян, который вел концерт, сообщил очень много интересной информации и практически превратил концерт в концерт-лекцию. Виктор Меликович достаточно подробно осветил биографию композитора и рассказал многое о грузинской культуре, что было очень полезно, так как без этой информации невозможно понять смысл музыки.

    Несмотря на небольшую продолжительность концерта, программа его была очень разнообразна. С одной стороны - серьезная камерная музыка: Струнный Полифонический квартет №10 - сочинение глубоко философское по замыслу и невероятно трудное технически, мало уступающее квартетам Шостаковича и Шнитке. С другой стороны - легкая музыка: "Колыбельная" для скрипки и фортепиано, а также цикл из 10 миниатюр для струнного квартета.

    Энергичным фугато началась первая часть полифонического квартета №10. Буквально с первых звуков музыка С. Цинцадзе привлекла внимание слушателей и "не отпускала" до конца. Хочется отметить первоклассную композиторскую технику с одной стороны и хорошее исполнение - с другой. Квартет играл очень слаженно. Чувствовалась выучка и хороший баланс между музыкантами. Надо сказать, что В.М. Минасян предупредил слушателей о том, что в этой музыке национальная природа композитора ярко прослушивается далеко не всегда. Вот и здесь техники XX века и глубинный философский подтекст нивелировали "грузинские" интонации.

    Более показательной в плане национального языка оказалась вторая часть квартета под названием "Старые напевы Тбилиси". Нежная и выразительная мелодия подобно лирическому откровению навеяла дыхание теплой грузинской ночи. Полное юмора и моторики Скерцо вызвало улыбку, а Largo, где прозвучала цитата грузинской народной песни "Лети, лети, ласточка" стало эпилогом-обобщением, где слушатели могли прочувствовать сосредоточенное размышление композитора. Эффектно прозвучала в конце Largo скрипка за сценой, будто эхо с другой планеты.

    «Отдохновением» между квартетной музыкой была "Колыбельная" в исполнении Евгении Богдановой и Марии Шаманиной. Матовая, певучая мелодия колыбельной звучала по-особому ласково и нежно, а "стеклянные капли" в звучании фортепиано заворожили слушателей.

    Истинной находкой является цикл из 10 миниатюр для струнного квартета. И вновь хочется выразить особую благодарность Виктору Меликовичу, который расшифровывал залу название каждой миниатюры. Серия веселых зарисовок как в калейдоскопе промелькнула с поразительной быстротой. Яркие, задорные жанровые номера перемежались изящными лирическими миниатюрами, что придавало необычайную прелесть не только циклу, но и всему концерту в целом. Струнный квартет, шутя, играл техничные маленькие пьески, виртуозно выстраивая форму всего цикла. Вот такой теплой и, вместе с тем, блестящей музыкой закончился этот замечательный концерт. Почти все немногочисленные, к сожалению, зрители отправились за кулисы поздравлять струнный квартет и их руководителя.

    После того, как все мы выразили благодарность исполнителям за хороший концерт, я попросила Виктора Меликовича ответить на пару вопросов.

    О.М.: Почему Вы обратились к творчеству этого композитора?

    В.М.: Дело в том, что мне Сулхан Цинцадзе очень дорог. Я с ним очень близко общался, будучи в Тбилиси. Я люблю этого композитора и люблю его музыку. Здесь, к сожалению, его редко играют, вот и решил познакомить публику.

    О.М.: Музыка, действительно, замечательная. Я сама сегодня, благодаря концерту, впервые узнала этого композитора и выражаю вам огромную благодарность. А какие трудности возникли при работе с музыкальным материалом?

    В.М.: Эта музыка имеет специфические смысловые акценты национального характера (Виктор Меликович. напел кое-что из сыгранного) Более того, ее нужно понять и принять душой. Например, "Лети, лети, ласточка" - это песня, виолончелисту нужно было хорошо прочувствовать слова. Но ребята хорошо поняли эту музыку. - сказал мой собеседник. с улыбкой.

    Было заметно, что учитель доволен своими учениками. Так для меня закончился концерт грузинской музыки.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки