Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Всероссийские конкурсы" №1 (22), Январь 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_22/?page=search

     
    Концерты

    Шнайдер Ю.

    «Вечер французской музыки»

    Шнайдер Юлия

    студентка IV курса ТКФ

     


    11 ноября 2013 года в Большом зале Консерватории состоялся концерт кафедры духовых и ударных инструментов. Для гостей концерта выступили дипломант международного конкурса, магистрант Евгений Лукьянчук (кларнет; класс доцента М. В. Аунс) и лауреат международных конкурсов, магистрант Лев Терсков (фортепиано; класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора М.С. Лебензон). В качестве ведущей выступила магистрант Дарья Борзых.

    Концерт открылся замечательным вступительным словом магистрантки Дарьи Борзых о музыке Франции, после которого слушателям стало понятно, что вечер будет наполнен прекрасными сочинениями выдающихся французских композиторов.

    Перед тем, как Дарья нам объявила первый номер концерта (К. Сен-Санс. Соната для кларнета и фортепиано), она рассказала зрителям немного о самом композиторе, о его творческой деятельности и музыке. После объявленного номера на сцену вышли исполнители: Евгений Лукьянчук (кларнет) и Лев Терсков (фортепиано). Спустя несколько секунд в полной тишине зазвучала прекрасная, нежная мелодия первой части сонаты. Тембр кларнета был подобен мягкому человеческому голосу, а партия фортепиано нежно вторила ему. Музыка непрерывно то сверкала легкой фактурой, то переливалась загадочными аккордами. Спокойствие мелодий сменилось нарастанием экспрессии в среднем разделе – звуки кларнета словно пронзали насквозь тишину зала и заполняли собой все пространство. Зрители буквально не шевелились, пытаясь ухватить каждый звук и осмыслить его. После завершения первой части в зале раздались безудержные аплодисменты, которые передали восторг и благодарность зрителей.

    Вторая часть поразила меня мастерски отточенной техникой исполнителя, легкими и игривыми скачками, свободно «прыгающими» по всей музыкальной ткани. Изысканное и качественно исполненное скерцо завораживало своими неожиданными поворотами. И снова раздались громкие аплодисменты слушателей.

    Совершенно по-иному зазвучала третья часть сонаты. Она напоминала трагическое шествие, передающее самые печальные чувства человека. Начинается часть с сильных и неожиданных «ударов» в партии фортепиано в низком регистре. На фоне дальнейшей поступи басовых звуков рояля вступает драматический монолог кларнета в низком регистре, постепенно переходящим в более высокий, вызывая ощущение преисполненной скорбью и болью человеческой души. Что ж, исполнителям удалось точно передать трагическое содержание данной части.

    Резким переходом attaca в зал бурным потоком врывается искрящаяся мелодия четвертой части. Музыка была преисполнена восторженными всплесками, взрывными эмоциями, технически блестящими пассажами. Средний раздел внес яркий контраст. Легкие арпеджио, «парящие в воздухе», чем-то напомнили музыку Прелюдии C-dur из I тома ХТК И. С. Баха. После чего в партии кларнета возникла печальная мелодия в высоком регистре, похожая на реминисценцию из трагической третьей части. Завершение сонаты было отмечены длительными оглушительными аплодисментами зала.

    На сцене вновь появилась ведущая: теперь речь коснулась еще одного великолепного французского композитора – Г. Пьерне. Помимо краткой биографии и обзора творческого наследия, Дарья рассказала об истории создания произведения, которое мы вот-вот должны были услышать. Небольшая Канцонетта для кларнета и фортепиано является одним из самых ранних произведений Г. Пьерне. Вновь вышедшие на сцену Евгений Лукьянчук и Лев Терсков достаточно полно передали дух легкой и изысканной Франции. Партия кларнета была наполнена галантными и местами кокетливыми мелодиями. В среднем разделе Евгений «показал» нам новый образ –изящная французская музыка теперь приобрела более сдержанный и певучий характер. В репризе исполнители вновь «вернули» нас в сферу изысканных французских образов. И очевидно, что после столь приятной музыки на ребят вновь обрушился поток безудержных оваций.

    Следующим номером прозвучала Рапсодия для кларнета и фортепиано К. Дебюсси. Звуки кларнета, как кристаллы собирались в общую, волшебную музыкальную ткань, а нежные волнообразные арпеджио у фортепиано придавали этой ткани некую загадочность, что, несомненно, вызвало у меня восхищение. В голове сразу же появлялись образы чудесного, спокойного моря в ясное утро – блики солнца на глади воды, легкие порывы теплого ветра. Исполнители изысканно «играли» мажором и минором, пытаясь показать нам тонкие грани единого образа произведения. Немного колкие монологи кларнета оттеняют общее состояние музыки, но вскоре все сменяется воздушными «парениями» и нежными арпеджио. Как только Евгений и Лев закончили произведение, тишину моментально прекратили бурные аплодисменты, которые длились достаточно долгое время.

    Перед последним номером концерта ведущаяя рассказала нам еще об одном выдающемся французском композиторе – Ф. Пуленке, который входил в состав французской «шестерки». В своем рассказе Дарья подчеркнула, что у Пуленка был свой собственный, особенный музыкальный мир, приводя множество интересных и запоминающихся цитат, в частности, рассказала о произведении, которое нам предстояло услышать – Сонате для кларнета и фортепиано, которая посвящена близкому другу Пуленка – Ф. Онеггеру. Но эта соната не просто трагическое воспоминание о близком друге – это отражение многогранности человеческой жизни с ее весельем, грустью, счастьем и горем.

    Когда исполнители вышли на сцену, зал буквально замер в ожидании. И вот, наконец, зазвучала первая часть сонаты – где-то из глубины постепенно возрастала музыка, взволнованная тема у кларнета чередовалась с игривыми скерцозными мотивами. Части между собой связаны и поэтому резким контрастом зазвучала вторая часть – лирический центр сонаты, который напоминал колыбельную. Первая тема у кларнета звучала как голос матери – нежный, теплый и успокаивающий; общая музыкальный ткань придавала этой теме ощущение волшебства и сказочности. Постепенно музыка приобретала характер философского размышления – в среднем разделе появилась тема из первой части, но уже в миноре, что придало музыке больше сосредоточенности и напряжения.

    Третья часть передает сугубо трагический образ – начинается с резких ударов в низком регистре в партии фортепиано, что задало основной тон содержания в музыке. По-моему мнению, исполнители очень тонко прочувствовали и передали образ третьей части сонаты – постепенно мелодия приобретала черты страдания, боли, переходящей в плач и даже скорбные возгласы. Все эти тонкости были мастерски переданы исполнителями.

    Четвертая часть вносит резкий контраст и передает нам образ игры, бесконечного веселья. Исполнители буквально блистали изящными пассажами, поражали игрой тембров, отточенной техникой. Игривость нередко сменялась мягкими кантиленными темами в партии кларнета, которая вступала в увлекательный игровой диалог с фортепиано. После торжественной и ликующей кульминации и завершения произведения довольные и благодарные слушатели обрушили на исполнителей продолжительные овации и им приходилось выходить повторно не один раз.

    Концерт доставил слушателям массу удовольствия и все остались очень довольными. Вечер французской музыки был превосходным, и не остается никаких сомнений, что этот концерт запомнится всем, кому посчастливилось присутствовать на нем.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки