Педагог по призванию – удивительный человек, сочетающий в себе строгость, доброту, требовательность, понимание и умение объяснить сложное простым, доступным для учащихся языком. И неважно, сколько ему лет, 70 или 20, – любовь к детям не имеет возраста.
Результаты прошедшего недавно в НМК им. А. Ф. Мурова конкурса «Преподаватель года-2013» стали тому подтверждением. Лауреатом II степени в нем стал молодой талантливый преподаватель по классу ударных инструментов музыкального колледжа при НГК им. М. И. Глинки Ю. С. Пушной.
- Здравствуйте, Юрий Сергеевич! Поделитесь Вашими впечатлениями о прошедшем конкурсе.
- Это первый педагогический конкурс, в котором я принимал участие. Впечатления у меня остались самые положительные. Хотелось бы отметить работу жюри, состоявшего из музыкантов-профессионалов. Им было нелегко, ведь участники конкурса – это уже лучшие в своем учебном заведении педагоги, а выбрать самых достойных из них – задача непростая.
- Где Вы получали образование?
- Среднее образование я получил в Екатеринбургском музыкальном лицее при Уральской государственной консерватории. После окончания, приехал учиться в Новосибирск. Ехал к педагогу, зная, что именно в Новосибирске работает один из лучших специалистов по ударным инструментам, профессор В. Л. Сурначев.
- Когда Вы начали задумываться о педагогической деятельности?
- Еще обучаясь в музыкальном лицее, на уроках педпрактики. Меня заинтересовала работа с учеником, и было удивительно наблюдать, как в процессе занятий меняется результат.
- С какого периода преподаете?
- Моя педагогическая карьера начиналась с работы в ДМШ г. Екатеринбурга в 2005 году. Поначалу у меня было всего 3 ученика.
- Сколько учеников обучается в Вашем классе сегодня?
- Около 40.
- Не у каждого профессора такой большой класс! Где еще Вы работаете кроме музыкального колледжа НГК?
- Бегаю между тремя школами и двумя колледжами.
- Насколько, по-Вашему, актуальна профессия педагога в наше время? Ведь сейчас есть масса способов освоить ударные инструменты – существуют видео-уроки, самоучители, интернет-сайты с показательными выступлениями именитых музыкантов.
- Я считаю, ничто не может заменить живого общения, мгновенной реакции педагога на ошибки, или успехи ученика. С помощью самоучителя можно освоить инструмент с любительской точки зрения. Педагог же может и направить, и простимулировать, и поощрить, и поделиться собственным опытом.
- Для чего нужны подобного рода конкурсы?
- Должен сказать, что для учеников важно видеть педагога не только в стенах класса, но и слышать со сцены. Играющий педагог – основной и главный пример для учащихся. И именно педагогические конкурсы помогают «держать» исполнительский уровень.
- В этом году конкурс был посвящен 85-летию А. Ф. Мурова. В связи с этим, в его условиях были сделаны некоторые доработки и корректировки программы. Насколько эти изменения стали для Вас выполнимыми?
- Да, действительно во II и III турах нужно было использовать произведения А. Ф. Мурова, или сибирских композиторов. Проблема репертуара всегда актуальна для ударников, а в вопросе о современной сибирской музыке – тем более. Я благодарен Ю. Юкечеву за возможность исполнять его произведение, и за то, что не пришлось прибегнуть к переложениям.
- Как Вы можете охарактеризовать «Сонату и сарабанду» Ю. Юкечева?
- Знаете, это потрясающая музыка – яркая и в то же время мелодичная. Юкечев – настоящий мастер! Встречается такое, когда композиторы пишут, не зная специфики инструментов. Кое-что бывает просто неисполнимо. Здесь же все настолько продуманно: удивляет, что композитор не является ударником.
- Много ли в Вашем репертуаре современных произведений?
- Школа ударных инструментов начала активно развиваться во второй половине XX века, поэтому около 80 процентов исполняемой мной музыки написана в последние десятилетия.
- Относится ли это только к сольным произведениям?
- Нет, так как музыку для ансамблей пишут те же композиторы, которые создают сольные шедевры.
- А существует ли в Вашем классе практика игры ансамблевой музыки?
- Конечно! Я стараюсь знакомить учеников с этим видом музицирования как можно раньше. Игра в ансамбле очень важна, так как учит слушать не только себя, но и коллег. Посредством таких занятий развивается ритм, слух, музыкальное чутье.
- Не было ли в планах организовать свой постоянный ансамблевый коллектив?
- Конкретно о стабильном коллективе я не думал, так как сейчас существует много других задач. Есть опыт руководства группой ударных инструментов внутри «Лаборатории новой музыки», так же в программе моих ежегодных концертов класса имеют место ансамблевые номера.
- Спасибо большое! Еще раз примите наши поздравления! Успехов Вам и Вашим ученикам!
|