Новосибирская консерватория совместно с ведущими творческими коллективами Новосибирска и Новосибирской Митрополией РПЦ при грантовой поддержке Министерства культуры Новосибирской области реализовала творческий проект, посвященный 200-летию победы Русского воинства в Отечественной войне 1812 года и подписанию Александром I Манифеста об изгнании неприятеля и окончании Отечественной войны 1812 года. Торжественная программа состоялась 8 января 2013 года в Большом зале Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.
В последние годы Новосибирская консерватория все чаще становится организатором значительных историко-патриотических проектов. Достаточно вспомнить проекты «Великой Победе посвящается», «300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова», «Уроки Сталинграда. Творческая встреча». В этот ряд органично вписалась масштабная музыкально-художественная композиция, посвященная памяти великого события русской истории.
В разработке проекта участвовали: ректор Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор К.М. Курленя; заведующий кафедрой дирижирования НГК, народный артист РФ, доцент И.В. Юдин; доцент кафедры дирижирования НГК, Заслуженный артист РФ А.А. Париман; председатель отдела культуры Новосибирской епархии, протоиерей Д. Сальников Режиссировал проект лауреат Международного конкурса, дипломант национального фестиваля «Золотая маска» Д.А. Суслов. В число идейных вдохновителей проекта также вошел Его Высокопреосвященство, Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, который дал Благословение этому торжественному мероприятию.
В результате такого содружества композиция историко-патриотического проекта получилась очень интересной. Организаторы постарались охватить разные стилистические пласты русской патриотической музыки. В торжественной концертной программе прозвучали духовно возвышенный «Тропарь Рождеству Христову» П.Н. Носова, патриотическая Интродукция к опере «Жизнь за царя» М.И. Глинки, лирическая, одухотворенная «Мати Божия» П.Г. Чеснокова, «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», бойкий «Казачий туш», и даже «Увертюра 1812 год» П.И. Чайковского. В комплексе с различными художественно-историческими текстами, композиция получилась очень разноплановой, но вместе с тем гармоничной.
Такой репертуар предполагал внушительную массу исполнителей. В проекте участвовали Камерный хор филармонии, хор студентов дирижерского факультета НГК (руководитель – И.В. Юдин), мужской вокальный ансамбль академического хора «АХ НЭТИ» (руководитель – А.А. Париман), а также симфонический оркестр студентов консерватории (руководитель – М.А. Конарев).
Используя такое обилие коллективов, режиссерам проекта удалось достигнуть органичного синтеза в звучании, и многочисленная публика была очень довольна. Исполнители принимали многочисленные овации от представителей Российской армии, ветеранов, педагогов, историков, краеведов, а также молодежи и студентов, заполнивших Большой зал консерватории.
Главная задача проекта была выполнена: удалось достичь исторически-достоверного отражения событий, демонстрируя связь прошлого с настоящим, воспитывая чувство патриотизма, уважения к ветеранам и любовь к Родине. По словам Митрополита Тихона, все сферы русской культуры были охвачены, «чтобы осмыслить это событие и с уверенностью заглянуть в будущее».
О прошедшем событии удалось расспросить его режиссера - Д.А. Суслова.
О.М.: Расскажите о задачах, которые Вы ставили?
Д.С.: Главной задачей в данном проекте было сценически организовать перемежающиеся между собой музыкальные и поэтические фрагменты; хорошо выверить баланс между ними. Также мы старались добиться максимально грамотного прочтения художественного текста.
О.М.: Такого рода проекты предполагают большое количество исполнителей. Привлекали ли Вы другие коллективы, помимо камерного хора?
Д.С.: Конечно. Привлекался также центр колокольного искусства.
О.М.: Были ли у вас какие-то ориентиры как у режиссера?
Д.С.: Сам "жанр" этого мероприятия вовсе не уникален: музыкально-художественная композиция. Но, в нашем случае, историческая и литературная часть строилась вокруг музыки, так как мы все-таки музыкальное заведение (смеется). Надо сказать, что синтез получился очень органичный. И хоровой коллектив, и оркестр, и чтецы были единым слаженным ансамблем.
О.М.: Планируете ли Вы в ближайшем будущем что-то аналогичное?
Д.С.: В ближайшем будущем такие крупные тематические художественные вечера не планируем. Но у нас по-прежнему есть совместные программы. К юбилею Брагинского будет поставлен фрагмент "Поэтории" Р. Щедрина. Недавно прошел концерт к юбилею Дж. Верди. Генерируем новые идеи, они дадут жизнь новым творческим проектам.
|