Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Концертная жизнь" №2 (23), Апрель 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_23/?page=search

     
    Конкурсы

    Елиференко Л.

    «Дело наше будет жить и процветать!»

    Елиференко Лариса

    студентка IV курса ТКФ

     


    Вот и подошёл к концу второй межрегиональный конкурс баянистов и аккордеонистов им. А.В. Крупина. Поделиться своими впечатлениями по итогам этого события любезно согласился уважаемый член жюри нынешнего конкурса, заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Черничка Геннадий Павлович.

    Л.Е.: Итак, конкурсные прослушивания завершились, результаты уже известны. Для начала хотелось бы спросить, как Вы оцениваете уровень организации текущего конкурса?

    Г.П.: на этом конкурсе образцовая была организация. Это без преувеличения отмечают и все члены жюри, и участники, и педагоги, которые приехали с ними. В общем – это единодушное мнение. Самую большую долю этой организации взял на себя Александр Тихонович Марченко, директор нашего лицея, в большом зале которого и проходили конкурсные прослушивания. Был прекрасно отлажен порядок выступающий: минута в минуту начинались выступления участников перед членами жюри. Все перерывы, встречи, размещение и проводы гостей были организованы на высшем уровне.

    Л.П.: Не смотря на то, что все остались довольны, были ли какие-то. Пусть даже мелкие пожелания на будущее?

    Г.П.: Если только касательно одной единственной мелочи(улыбается). Ну, например, прослушивания начинались в 9 утра. Мы, педагоги, люди привыкшие, а вот приезжим тяжеловато, учитывая и разницу в часовых поясах.

    Л.Е.: Учитывая столь высокий уровень, возможно ли повышение статуса конкурса из межрегионального, например, до всероссийского?

    Г.П.: В текущем году конкурс имени Александра Витальевича Крупина уже второй по счёту. Мы начинали его как региональный, теперь он межрегиональный и мы осень постараемся сделать его всероссийским. На эту тему уже велись дискуссии и вновь главным встаёт вопрос организации, рекламы и т.д. Поскольку режим «раз в два года» это небольшой срок, поэтому нужно уже начинать готовиться к следующему(смеётся).

    Л.Е.: Какие перспективы есть у победителей конкурса им. А.В. Крупина?

    Г.П.: Начиная с этого года конкурсанты могут получить сертификат, дающий право участвовать в отборе на самые престижные конкурсы мира. Эти отборы проходят в Москве и, музыкант только имея такой сертификат, где стоят наши рекомендации, может участвовать в прослушиваниях. Правом на выдачу подобных сертификатов обладают далеко не все межрегиональные конкурсы. Мы же получили его за статус, за прекрасный состав жюри, в котором собраны лучшие музыканты из разных регионов страны: и из Урала, и из сибирских городов. Поэтому этот конкурс признан как один из крупнейших конкурсов России. Поэтому, имея все предпосылки к росту, в следующий раз, а может чуть позже, но, надеемся, что конкурс будет только расти в своём статусе.

    Л.Е.: Как Вы оцениваете уровень подготовки участников?

    Г.П.: Ну, во-первых, общее их количество по четырём возрастным категориям– 75! Это много! Если сравнить с подобными мероприятиями, проводимыми в центральных регионах, то такое явление далеко не часто. Возможно причиной меньшего числа участников служит сложность заявляемых программ, возможно процесс отсеивания.. Что касается уровня, то он очень неровных, но вершинные точки очень высоки. Это касается, прежде всего самой старшей консерваторской группы. Принимали участие и москвич, студент Уральской консерватории, из Самары, Казахстана, естественно, Восточная, Центральная и Западная Сибирь. То есть география довольно широкая. И старшая группа, старшие курсы консерватории все показали себя очень хорошо! Но, конкурс есть конкурс! Всегда есть контраст. Блестяще выступил представитель из Екатеринбурга, великолепно сыграл москвич, как и участник из Самары. Сразу было слышно, что ребята приехали за наградами. Но и наши новосибирцы не ударили в грязь лицом, заслужив ряд премий. Все эти музыканты играли очень достойно очень серьёзную программу, показав высокое качество исполнения. Что касается малышей, то и они порадовали своей игрой (улыбается). Некоторые исполнители буквально заворожили и слушателей, и членов жюри! Среди младшей возрастной группы есть очень талантливые будущие музыканты, которые уже вполне владеют инструментом, что просто нельзя было не услышать. Такое всегда радует! С хорошей стороны показали себя студентки нашей десятилетки. В общем, дело наше будет жить и процветать! Мы убедились в том, что преемственность поколений сохранилась и продолжается среди музыкантов и старших и младших возрастов.

    Л.Е.: Вспоминая недавно прошедший в Новосибирской консерватории Всероссийский конкурс, а именно один вопрос, который был поднят во время пресс-конференции членов жюри и организаторов. Суть его заключалась в том, что за последнее годы упало число поступающих на народные отделения. Однако, число участников, да и результаты конкурса им. А.В. Крупина демонстрируют прямо противоположную ситуацию, а именно неугасающий, бойкий интерес к народным инструментам..?

    Г.П.: Дело в том, что времена меняются. Сейчас стали доступными многие вещи, которые раньше были в диковинку. Сейчас если захочется послушать хорошую музыку, достаточно нажать на кнопку. Может где-то и есть спад, но, что касается народных инструментов, то заметного убывания количества студентов я не наблюдаю. Существует некая естественная волна большей или меньшей популярности тех или иных инструментов. Даже судя по конкурсам, много конкурсантов, играющих на баянах, аккордеонах, а уж о домрах я и не говорю (смеётся). Я бы даже сказал, что ситуация стала лучше, поскольку более развитой стала сеть музыкальных школ, в которых работают великолепные педагоги, где желающие обеспеченны инструментами, нотным материалом. Здесь речь идёт о таких простых, казалось бы вещах, которые раньше были труднодоступны. Сейчас стало больше концертов, на которых выступают великолепные ансамбли народных инструментов разных составов, народные оркестры, которые собирают полные залы. Поэтому, я бы не сказал, что с народными инструментами дело идёт на убыль.

    Л.Е.: Возвращаясь к результатам конкурса, хотелось бы спросить: при столь широкой географии участников, была ли слышна, а если да, то на сколько ярко разница между разными исполнительскими школами?

    Г.П.: Разница конечно есть! Манера исполнения может быть, например, с акцентом на технику, или выразительность, или интеллектуальность. В большей степени это зависит от самого музыканта, его предпочтений. На конкурсе мы слышали много виртуозных исполнений, но были и такие, которые в некий ущерб техничности завораживали самим звуком. Например, участник из Москвы исполнял редко исполняемую четвёртую сонату Кусякова – это медленная притягательная музыка, что после прослушивания не возможно сразу начать аплодировать, так как произведение ещё продолжает звучать. Выступали на конкурсе и великолепные виртуозы, которые владеют чётким штрихом, а этого очень трудно добиться на наших инструментах! Поэтому я не могу сказать, что это недостатки, ведь школа есть школа!

    Л.Е.: Но ведь происходит и взаимообмен творческим опытом?

    Г.П.: Конечно! Дело в том, что мы – члены жюри уже давным-давно друг друга знаем. Мы почти как одна семья. И если у кого-то появляется нотный материал, новая модификация инструмента или записи, то мгновенно происходит обмен. Мы ведь не только на конкурсах встречаемся (улыбается), но, и по телефону, и при помощи других современных способов связи, в том числе и видео-. Так что у нас идёт постоянная работа по повышению уровня наших исполнительских школ!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки