Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Концертная жизнь" №2 (23), Апрель 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_23/?page=search

     
    Концерты

    Новокрещенова А.

    «Вечер с Мастером,
    или Концерт А.А. Турыгина»

    Новокрещенова Анна

    студентка III курса ТКФ

     


    Заслуженный артист России, преподаватель кафедры духовых и ударных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Андрей Анатольевич Турыгин – известная фигура в Новосибирске. Блестящий саксофонист, аранжировщик, он регулярно выступает в составах различных ансамблей в Новосибирске и других городах, является автором целого ряда собственных композиций. В репертуаре музыканта – большое количество произведений различных стилей: от барочных до джазовых композиций.

    Мне посчастливилось побывать на сольном концерте Андрея Анатольевича, который состоялся 13 мая на сцене Большого зала Новосибирской консерватории, и вживую познакомиться с музыкой, исполняющейся на саксофоне-альте, который является одним из самых выразительных представителей семейства саксофонов, отличаясь богатством звуковой палитры и возможностью исполнения как кантилены, так и виртуозных пассажей.

    Трактовка, казалось бы, привычно джазового инструмента была представлена совершенно удивительным образом. Раскрытию самых неожиданных выразительных сторон инструмента способствовала разнообразная и сложная концертная программа, составленная по большей части из сочинений зарубежных композиторов. Подчас имена авторов произведений оказывались совершенно незнакомы рядовому слушателю и говорили о многом только инструменталисту-духовику… В концерте были представлены совершенно разные по стилистике и образной сфере сочинения различных эпох – барокко, романтизм, авангард, современный джаз и национальная музыка.

    Концерт был открыт двумя частями (Прелюдия и Аллеманда) из Сюиты № 6, D-dur, для виолончели соло И. С. Баха, в переложении для саксофона. Сольно было исполнено и сочинение современного композитора Ефрема Подгайца – «Гадание» для саксофона соло.

    Последующие произведения звучали в замечательно слаженном, гармоничном дуэте с Мариной Смирновой (партия фортепиано): «Brilliance» для саксофона и фортепиано французского композитора Иды Готковски и «Бабочка» джазового пианиста и композитора Клода Боллинь.

    Не менее интересной оказалась программа второго отделения: Концерт для саксофона с оркестром французского композитора первой половины XX века Анри Томази, в переложении для саксофона и фортепиано; «Фантазия на оригинальную тему» французского флейтиста и композитора XIX века Жюля Демерссмана, который стал одним из первых французских композиторов, начавших писать музыку для только что созданного тогда саксофона; два Танго-этюда аргентинского музыканта и композитора Астора Пьяцолла.

    Последним номером концерта была исполнена Первая часть Сонаты «Пушистая птица» современного японского композитора Такаши Йошимацу. Эта Соната была написана композитором в память о своей любимой сестре, которая, будучи тяжело больной, сказала ему перед смертью, что хотела бы стать птицей... Поэтому все три части Сонаты имеют оригинальные программные названия – «Беги, птица», «Пой, птица», «Лети, птица». Во взвивающихся вверх и волнующихся «возгласах» инструмента в первой части Сонаты были слышны свежие пентатонические гармонии, характерные для национальной японской музыки.

    Высокопрофессиональная, драматургически продуманная, цельная игра Андрея Анатольевича поразила слушателей. Бережное отношение к звуку, «отшлифованность» фразировок и необычайная чуткость в построении драматургии всей музыкальной ткани возможны лишь тогда, когда музыкант проживает каждое мгновение и каждый звук в музыкальном потоке глубоко и искренне.

    Автору предлагаемой рецензии довелось самой поучаствовать в концерте в качестве ведущей и увидеть Андрея Анатольевича непосредственно «в деле», пообщаться с ним. Нужно сказать, что Андрей Анатольевич оставил впечатление не только высокопрофессионального, виртуозного исполнителя и замечательного музыканта, но и яркой, харизматичной, многогранной личности интересного, самодостаточного и мудрого человека с явственным внутренним стержнем.

    Андрей Анатольевич сетовал, что слишком часто на концертах в консерватории присутствует мало публики, а те, кто приходят послушать его игру – в основном студенты-духовики, его ученики. Действительно, зачем выходит на сцену исполнитель? Просветить непосвященных. Становится даже несколько обидно, когда в концертном зале царит практически «домашняя» обстановка, и лишь в самых дальних рядах наличествует два-три десятка слушателей. Обидно конечно в первую очередь исполнителю. Хотелось бы, чтобы наши студенты не пренебрегали той неоценимой возможностью посещения концертов, которую предоставляет Новосибирская консерватория, учиться у замечательных мастеров своего дела, повышать свой культурный уровень и приобщаться к прекрасному.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки