Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ" №3 (24), Июль 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_24/?page=search

     
    XII Международный фестиваль скрипичной музыки

    Миллер Э.

    «Третий мастер-класс»

    Миллер Эдуард

    студент I курса Музыкального колледжа НГК

     


    Третий мастер-класс Заслуженного деятеля искусств РСФР, Народного артиста РФ, Кавалера ордена “За заслуги перед Федеративной Республикой Германия”, профессора Захара Нухимовича Брона прошел 9 мая в рамках XII международного фестиваля скрипичной музыки.

    Этот славный день 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне для скрипачей Новосибирска был ознаменован: третьим по счету мастер-классом З.Н. Брона за неделю. Поэтому атмосфера в Малом зале консерватории была особой и яркой.

    Открытие мастер-класса и объявление участников, как и в предыдущие дни, было сделано заведующей струнной кафедрой НГК им. М.И. Глинки Еленой Владимировной Баскиной. После ее не долгой речи и теплого поздравления, первым участником выступил Эмиль Махмудов (ДМШ №2), преподаватель – Елена Львовна Троицкая, концертмейстер – Юлия Савченко. Прозвучала I-я часть Концерта для скрипки Макса Бруха. Захар Нухимович отметил, что исполненное произведение звучало темпераментно и продемонстрировало сценическую уверенность юного скрипача. Помимо всего хорошего, в игре все же присутствовали весомые недочеты. Захар Нухимович : «В звуковедении не было организации, в основном все звучало спонтанно. Должно быть все управляемо, в том числе и вибрация, она же служит звуковедением. Распределение смычка, артикуляция. Не нужно отпускать ноту. У тебя должна быть собственная фантазия, а так же идея преодоления, достижения. В двойных нотах широкая вибрация не нужна. Все дело в распределении напряжения. Нужно констатировать ноты. Найти глубокое звучание и минимум спокойного вибрато на нижних струнах». После долгой работы с Захаром Нухимовичем (над вступлением и некоторыми фрагментами), игра Эмиля заметно изменилась. Я отметил музыкальную законченность, а так же грамотное построение фразы.

    Следующим участником была студентка 4 курса НГК (академии) им. М.И. Глинки Мария Калинина, преподаватель – Заслуженный артист РФ, профессор Михаил Исаакович Турич, концертмейстер – Мария Шаманина. В исполнении М. Калининой прозвучали 2 и 3-я часть Концерта для скрипки Сергея Сергеевича Прокофьева. Между прочим, совсем не простое сочинение. Даже перед её игрой Захар Нухимович сказал такую фразу: «Хм, интересно, ну давай». После первых же звуков Захар Нухимович настолько был под впечатлением от её исполнения, что сразу встал и пошел по залу из стороны в сторону двигая при этом руками, потом, подойдя близко к исполнительнице и следя внимательно за её игрой, как бы вместе с ней проигрывал все эпизоды в произведении про себя. После исполнения отзыв мэтра был таков: «В целом молодец!». (наблюдая за З.Н. Броном, можно было заметить. что исполнительница действительно ему понравилась). И после этих слов, Захар Нухимович, горевший желанием заняться этой музыкой, тут же попросил Марию начать сначала. В процессе урока проявилось, что этот концерт любим маэстро, т.к. Захар Нухимович очень охотно исполнял фрагменты из концерта, демонстрируя, как их нужно подать и озвучить. Некоторые пожелания: «Думай о последней ноте в легато. Не поднимай смычок перед акцентом» и т.п.. Эта работа прошла на одном дыхании. Очень интересно было за всем этим наблюдать. Безусловно, чувствовался контакт между ученицей и профессором. Захар Нухимович говорил, как нужно исполнить тот или иной фрагмент, Мария с удовольствием исполняла и все у неё здорово получалось.

    Поразило выступление девочки из города Барнаула - Вероники Дерышевой (ДМШ №5), преподаватель – Светлана Анатольевна Чеканова, концертмейстер – Яна Шабданова. В её исполнении вначале прозвучало лето из цикла “Времена года” Антонио Вивальди. С первых же нот её игрой были заинтересованы все присутствующие. Для столь юного возраста Вероника играла очень музыкально и показала достаточно хорошую технику, как и в последующей сложной пьесе “Прелюдии и аллегро” Фрица Крейслера. Захар Нухимович: «Мне очень многое понравилось. Все эти вещи требуют развития, но они уже есть! Ты чувствуешь этот импульс, музыку. Молодец, молодец! Конечно, надо расширять границы звучания. Средство для этого - это более разнообразная динамика, широкая вибрация и артикуляция». Говорил Захар Нухимович и о распределении смычка: «Иногда не доходишь до нужной части смычка, хотя очень часто распределяешь правильно. Даже в Вивальди из-за этого аккорды звучат узковато». Занятия шли очень продуктивно. По окончании маэстро даже расстроился, что не хватило достаточно времени. После занятий Захар Нухимович похвалил педагога Вероники,,Светлану Анатольевну, за очень качественную работу и показал два «больших» пальца …

    Неожиданным не только для слушателей, но по-видимому и для Захара Нухимовича стало появление следующей участницы мастер-класса – Эльмиры Хачикян (Москва), концертмейстер – Янина Койфман. Поразило то, что возраст весьма взрослой участницы весьма отличался от других выступавших. Она исполняла своё собственное сочинение: Фантазию на темы из оперы Дж. Россини “Золушка”. Перед исполнением Эльмира дала ноты своего произведения Захару Нухимовичу для ознакомления. Во время ее игры маэстро с интересом изучал рукопись. Удивило его то, что произведение было далеко не маленькое, а даже слишком большое (спустя какое-то время его это даже утомило). Могла прозвучать еще и каденция, но, торопясь, Эльмира оставила листок в классе. На Захара Нухимовича исполнительница произвела интересное впечатление. Были отмечены достаточная техническая оснащенность, выдержка, и музыкальность. Так же маэстро одобрил и собственно сочинение. В Фантазии применялись «Паганиниевские» методы терций и прочие виртуозные приемы, характерные для той эпохи.

    Запомнились следующие пожелания Захара Нухимовича: «Попробуй убедить! Штрих должен иметь один импульс! Не расширять смычок, независимо от сложности переходов! Не упираться в последнюю ноту!". Во время занятий Захар Нухимович попросил Эльмиру сыграть правой рукой без участия левой. Участница это не с первого раза смогла повторить, после чего от профессора последовала фраза - «Круговорот корявости в природе!», вызвавшая смех самой участницы и зала. В конце занятий маэстро попросил Эльмиру дать копию нот её сочинения и, отблагодарив, пожелал дальнейших успехов в творчестве.

    После выступления Эльмиры Хачикян мне удалось взять у нее интервью. Из него удалось узнать, что она училась в МГК им. П.И. Чайковского. Окончила класс скрипки у таких профессоров, как Эдуард Грач и Сергей Кравченко, а так же у педагогов по композиции. Эльмира очень любит работать в составе камерного ансамбля, т.к. он ей ближе. Не исключает и работу в оркестре, ведь «даже великие мастера своего времени совмещали сольную карьеру с оркестром, например, Эжен Изаи и др.». На композиторскую деятельность её вдохновили как композиторы эпохи романтизма, так и XX века, особенно Богуслав Мартину. Большое впечатление произвел на неё мастер-класс З.Н. Брона. Все советы, которые дал Эльмире Захар Нухимович, она безусловно примет к сведению и будет в соответствии с ними работать. Помимо этого исполнительница отметила высокий уровень Новосибирской скрипичной школы и пожелала ей дальнейшего роста и развития.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки