Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ" №3 (24), Июль 2014 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_24/?page=search

     
    Запад – Сибирь – Восток

    Шнайдер Ю.

    «Состязаются консерваторцы»

    Шнайдер Юлия

    студентка IV курса ТКФ

     


    26 марта 2014 года в стенах Новосибирской Государственной Консерватории (академии) им. М.И. Глинки состоялось очередное прослушивание открытого конкурса молодых пианистов «Запад – Сибирь – Восток». На сецне Бльшого зала выступили участники I тура Четвертой возрастной группы – студенты Кемеровского музыкального колледжа и НГК.

    Первой по результатам жеребьевки выступила студентка III курса НГК Валерия Лахман (преподаватель – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Л. Шевчук.). Первым номером были исполнены Сарабанда и Менуэт из Французской сюиты h-moll И. С. Баха. Сарабанда (как и полагается этому жанру) звучала очень сдержанно, с наивысшей степенью концентрации исполнителя. Одновременно с этим она была поистине одухотворенной и сдержанно-созерцательной. Звуки мелодии сверкали, словно маленькие причудливые жемчужины, которые постепенно утратили свою нежную искристость и приобрели более утвердительный характер. В этот момент внешний облик исполнителя был максимально отрешенным – Валерия словно погрузилась в музыку с головой. Вот поставлен финальный аккорд, и в звуковую пустоту будто безудержной игрой врывается игривый, изысканный Менуэт. Каждый звук нес в себе глубины смысла, и, сливаясь в единую музыкальную ткань, эти звуки свивались непрерывной тонкой и пестрой лентой, обвивающей душу каждого слушателя и устремляя их внимание только на исполнителя.

    Вторым номером прозвучал Этюд C-dur ор. 10 № 7 Ф. Шопена. Блистая искрометной отточенной техникой, пианистка «показывала» нам то одни, то другие образы. Завораживающие мелодии лились рекой, заполняя все пространство зала. Зрители внимательно вслушивались в каждый звук, поражаясь очень качественному исполнению этюда.

    Третьим номером был исполнен Трансцендентный этюд «Воспоминание» As-dur № 9 Ф. Листа. Все произведение было наполнено яркими контрастами, словно Валерия предстала перед нами неким мудрецом, листающим книгу жизней и воспоминаний – именно так я представила себе это произведение. Образы были совершенно разными – музыка была то насыщена нежностью и непревзойденной изысканностью, то нарастала силой и непоколебимостью, то буквально пугала своей всепоглощающей тьмой, сменяющейся действенностью, протестом против жизненных преград… Кульминационная зона была наивысшей точкой борьбы против зла с стремления к духовной свободе человека. А своеобразным «затишьем и очищением» оказалась реприза основной темы вступления.

    Наконец, четвертым номером прозвучала прекрасная «Ундина» из цикла «Ночной Гаспар» М. Равеля. Прекрасные картины морской стихии чередовались между собой легкими контрастами – нежные волны сменялись игристыми бликами морской глади, через которые нежным, волшебным «голосом» звучала основная тема. Валерия показалась мне уже не пианистом, а настоящим дирижером целого симфонического оркестра, мастерски справляясь со всеми тонкостями фактуры, завуалированными темами и игривыми трелями. Закончив свое выступление, Валерия попрощалась с нами под аплодисменты благодарных слушателей.

    Следующей по прихоти жеребьевки на сцену вышла Ольга Ремизова – студентка III курса НГК (преподаватель – Заслуженная артистка Республики Узбекистан, профессор Т. И. Игноян). Первой в ее программе была исполнена Сарабанда и Жига из Английской сюиты g-moll И. С. Баха. Сарабанда звучала трагично-возвышенно, сдержанно и внутренне скорбно. Жига была подобна живому и непрерывно-бурному кружению безудержных мелодий, которые были полны решительности.

    Далее прозвучал Этюд a-moll ор.10 № 2 Ф. Шопена. По моему личному мнению, возможно, из-за волнения, Ольга сыграла Этюд в очень быстром темпе. Хотя исполнительница и пыталась четко и отточено сыграть произведение, все же ей было трудно справиться с быстрым темпом, и, в итоге, цельный музыкальный смысл местами терялся.

    Третьим произведением снова был шедевр Ф. Шопена – Баллада f-moll ор. 52. Произведение ностальгического характера было великолепно и очень правильно осмысленно исполнителем. Искренняя нежность, меланхолия, сдержанность, полётность и созерцательность в итоге сменились нагнетающими порывами страсти, словно одинокий художник «изливал» свою душу перед всеми нами и обнажал все самые сокровенные тайные уголки. Через кульминацию к репризе, словно «через тернии к звездам» была освобождена душа страдающего художника и я словно увидела этот блаженный «полет» его свободной и прекрасной души.

    Последним произведением Ольга исполнила «Игру воды» М. Равеля, как-будто завораживая нас сказочными бликами морской глади. На протяжении всего произведения в моей голове возникали совершенно контрастные друг другу картины моря в различных состояниях этой опасной и манящей стихии.

    Следующим конкурсантом выступала студентка III курса НГК Дания Хайбуллина (преподаватель – Заслуженный деятель искусств РФ, профессор М. С. Лебензон). Вначале Дания исполнила Аллеманду и Жигу из Французской сюиты с-moll И. С. Баха. Великолепно сыгранная Аллеманда была преисполнена нежности и вызывала истинное удовольствие. А Жига прозвучала очень игривой, изысканной и тонкой (в тот же момент она была в меру сдержанной, не позволяя выпустить из себя бурный поток эмоций).

    Второй номер оказался совершенно контрастным первому – для нас прозвучал Этюд a-moll ор.25 № 11 Ф. Шопена. В тишину зала бурным потоком ворвалась сильная, волевая тема – мелодия среди непрекращающегося волнового потока была ясно и отчетливо слышна. Пианистка с каждым новым образом все более и более поражала слушателей своим мастерством и виртуозностью. Дания стремилась воплотиться в музыку всем своим существом (иногда даже немного поднималась со стула, особенно в момент кульминации) и это действительно очень впечатляло!

    Третьим номером прозвучала всем хорошо известная и всеми любимая «Кампанелла» (или Этюд № 3 gis-moll) Н. Паганини в транскрипции Ф. Листа. Здесь поразила тонкость передачи мелодического рисунка, четкость и отточенное мастерство исполнителя; вариации игриво сменялись одна за другой, завлекая внимание слушателей с каждым разом все больше и больше. Это было одно из самых замечательных исполнений, которое когда-либо мне посчастливилось услышать!

    А на «десерт» нас ожидало самое невероятное и интересное (и очень сложное для исполнения). Это были «Симфонические этюды» ор. 13 Р. Шумана. Тема с вариациями не только сами по себе очень продолжительные, но еще и очень контрастные, и каждый раз новую вариацию нужно сыграть как отдельное самостоятельное произведение, но все же связанное с другими вариациями в единое целое одной темой. Где-то Дания блистала изящной виртуозной техникой, где-то поражала своим тонким прочтением музыки, местами отправляясь в полет с безудержными порывами страсти или поглощая нас жестоким напором грозных мелодий. Абсолютно все слушатели были восхищены мастерством Дании и с благодарными аплодисментами проводили ее за кулисы.

    После непродолжительного перерыва выступил студент II курса НГК Виталий Кеба (преподаватель – профессор Е.А. Романовская). Виталий очень изысканно преподнес нам музыку возвышенной и галантной Сарабанды и игривого, местами даже немного агрессивного Рондо из Партиты c-moll И. С. Баха. Мастерски отточенным, бурным, активным и в итоге торжественным у Виталия прозвучал Этюд F-dur ор. 10 № 8 Ф. Шопена. Мистически активной, завораживающей и очень интересной выглядела «Сказка» ор.51 № 1 Н. Метнера. Свое выступление Виталий завершил Этюдом F-dur ор. 68 № 1 Н. Капустина. Этот «каламбурный», веселый и заводной этюд радовал всех слушателей своими неожиданными контрастами и виртуозными, местами джазовыми, импровизациями.

    Следующий конкурсант – студент I курса НГК Ли Сын Сол (преподаватель – Заслуженная артистка Республики Узбекистан, профессор Т. И. Игноян ) первым номером исполнил Аллеманду и Жигу из Английской сюиты F-dur И. С. Баха. Аллеманда показалась мне преисполненной теплыми и нежными красками – исполнитель словно погрузился в мир бесконечно прекрасных звуков эпохи Барокко. А Жига оказалась, напротив, очень активной, веселой, с задорными и игривыми ритмами. Пианист очень легко и просто переключился с одного, совершено контрастного образа, на другой.

    Вторым номером в этой программе прозвучал Этюд cis-moll ор. 10 № 4 Ф. Шопена. Поразило больше всего то, что этюд игрался в очень быстром темпе, и не смотря на это, исполнитель справился со всеми виртуозными сложностями произведения. Музыка рвалась вперед как вихрь и порой терялась в общих потоках движения. Но, в целом, исполнитель очень качественно преподнес нам музыку Шопена.

    Далее Ли Сын Сол порадовал нас вновь сочинением Ф. Шопена – Рондо c-moll ор. 1. Активная динамичная музыка очаровывала своими великолепными пассажами и виртуозными арпеджио.

    И последним номером исполнитель снова выбрал произведение Ф. Шопена – Полонез cis-moll ор. 26 № 1. По моему личному мнению, это произведение было исполнено идеально – очень тонко были переданы светлые и жизнерадостные образы, насыщенные полетом. Казалось, что музыка летит на всех парусах в неизведанные уголки нашего мира. Публика не осталась равнодушной и продолжительными аплодисментами проводила исполнителя со сцены.

    И, наконец, последний участницей, которую мне посчастливилось услышать, была студентка II курса НГК Лада Ткаченко (преподаватель – Заслуженная артистка Республики Узбекистан, профессор Т.И.Игноян). Первым номером она исполнила Аллеманду и Жигу из французской сюиты Es-dur И. С. Баха. Светлая и нежная Аллеманда мне очень сильно напомнила Прелюдию C-dur из I тома ХТК: так нежно она звучала у исполнителя, словно ангел, спускающийся с небес, пел свою прекрасную песню. Контрастом прозвучала Жига – игриво, весело и приятно. Тем не менее (что немного удивляло), и во время звучания Жиги лицо Лады оставалось отрешенным и очень сконцентрированным…

    Вторым произведением прозвучала «Сказка» d-moll ор. 51 № 1 Н. Метнера. Через резкую смену контрастов в моем воображении возникали различные сказочные образы. Эти образы были настолько контрастными, что были заметны серьезные расхождения в темпе (возможно, так было задумано).

    Следующее сочинение – была Новеллетта fis-moll ор. 21 № 8 Р. Шумана – была исполнена очень виртуозно, музыка искрилась яркими образами, сменяясь безудержными чередованиями контрастов. В образах, более активных и действенных было много «шумных» аккордов, и это немного отвлекало от восприятия целостного музыкального произведения.

    «Финальным аккордом» прозвучал Этюд C-dur ор. 10 № 7 Ф. Шопена. Несмотря на немного не понятную «шероховатость» в общих формах движения музыкальной ткани, Лада все же смогла донести до слушателя изысканную мелодию этюда – нежную песню, изобилующую яркими красками.

    Мне несказанно повезло в том, что смогла присутствовать на прослушиваниях конкурса молодых пианистов «Запад-Сибирь-Восток». Я получила массу удовольствия и поняла, как на самом деле должны играть будущие «звезды» фортепианного исполнительства! Думаю, что конкурсанты-консерваторцы смогли показать все на что способны, а уважаемые члены жюри, несомненно, сделают правильный выбор.

    Удачи вам, ребята!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2014 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки