Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу юбилею №2 (2), Август 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Слово редактора

    Навстречу юбилею

    И снова конкурс…

    Круглый стол с острыми углами

    Этно в консерватории

    «Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах

    О музыкальных интернет-ресурсах

    Музыкальная юморина

    Поиск по сайту

     
     
    Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах
    «Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах

    Теперь мы и оперой богаты

     

         День 28 марта 2006 года вполне можно назвать историческим в жизни нашего музыкального вуза. Впервые на сцене Большого зала Новосибирской консерватории была поставлена в качестве дипломной работы опера «Бег» студентки V курса, композитора – Екатерины Приходовской, выпускницы класса народного артиста РФ, профессора, заведующего кафедрой композиции НГК Г. Н. Иванова.

       Само событие действительно уникально. Ведь опера, как достойная представительница семейства так называемых «больших жанров», требует огромных затрат сил и энергии от композитора, а её постановка связана с массой проблем: подбор исполнительской труппы, большой оркестровый состав, постановочная репетиционная работа. И если «индустрия» постановки известных оперных шедевров крупных театрах давно налажена, то в осуществлении премьеры в консерватории, никому не известной оперы молодого сибирского композитора, все эти организационные сложности кажутся почти непреодолимыми .

       На протяжении уже около двадцати лет первым и единственным опытом в этом крупном жанре среди новосибирских композиторов, оставалась опера «Алкины песни» педагога Кати – Георгия Николаевича Иванова. Не продолжив фольклорную линию своего учителя («Алкины песни» можно отнести к частушечной опере), талантливая ученица все же обратилась к жанру оперы, интерпретируя отечественные традиции оперы-драмы на исторический сюжет.

       Опера «Бег» Е. Приходовской написана по мотивам одноименной пьесы М. Булгакова на либретто композитора. Прочитавшему в программке ход сюжета, сам его выбор мог показаться, на первый взгляд, странным: мотивы гражданской войны, глубоких социальных потрясений были «в моде» в теперь уже далёкие «перестроечные» времена. На мой любопытствующий вопрос: «Почему именно «Бег»?», – Катя, удивлённо пожав плечами (мол, неужели кому-то нужно это объяснять?), не задумываясь, отвечает: «Люблю Булгакова. Всего. Там есть, что музыкой сделать».

       И действительно: булгаковский динамизм действия, его всё нарастающий темп – без всяких лирических отступлений – выступили в полном соответствии с чеканными ритмами и напряжённым развитием музыкального материала прямо в духе драматических разработок в симфониях Д. Шостаковича. «Просились» в оперу и живые, яркие образы – персонажи со своими, вечными на все времена, радостями и печалями: резкий, жестокий, но и мучимый угрызениями совести, генерал Хлудов (в его роли Владимир Решетников), робкий Корзухин (Андрей Блаховский), умирающая Серафима (в исполнении Ульяны Решетниковой) со своим больным бредом, как голосом совести всего происходящего, светлый романтически-влюблённый сын профессора-идеалиста Сергей Голубков (Евгений Рымарев)… Сильные характеры, неуклонно растущий темп драматического действия, острые конфликты – на самом деле, «есть, что музыкой сделать»!

       Настоящая драма строится на контрастах, они держат зрителя в постоянном напряжении, – что дальше? Музыкальные контрасты и узловые эпизоды в опере «Бег» продуманы молодым композитором с чутьем талантливого драматурга. В первой сцене хоры монахов контрастируют с энергичными, по-солдатски лихими ариями генерала Чарноты (Владимир Решетников). В центре второй сцены образ размаха Бориса Годунова: генерал Хлудов (исполнитель тот же). В третьей же – белый главнокомандующий (Владимир Ячников), появляющийся под «Боже, царя храни», образ которого решён в символическом плане, как знак ушедшей царской России.

       Несмотря на то, что из двух, предполагаемых композитором, был поставлен только один акт, уже можно поздравить автора: опера удалась. Постарались и исполнители – студенты консерватории и артисты Новосибирской филармонии. Отметим прекрасное исполнение мужской группой камерного хора филармонии сцен с монахами и штабными, яркие образы центральных персонажей, – генералов Чарноты и Хлудова, созданные солистом филармонии Владимиром Решетниковым.

     

       (Его актёрская игра превратила спектакль в по-настоящему захватывающее драматическое действие. Со всей ответственностью подошёл к исполнению и дирижёр – студент ДХФ Павел Митякин.

       На вопрос о том, как набирали исполнительский состав, Катя со вздохом призналась, что было непросто: «…В основном, всё на личных контактах: кто-то сам хотел участвовать, кого-то в консерваторском коридоре встретила, попросила, кого-то долго уговаривать пришлось…». Работали все бесплатно, по дружбе, чтобы помочь, поддержать одарённого композитора. И, пользуясь случаем сделать это публично, через нашу газету, приведу здесь слова Кати Приходовской из личной беседы с ней: «…Передайте, пожалуйста, ещё раз огромное спасибо всем, кто помог сделать этот спектакль!».

       К словам благодарности автора с энтузиазмом присоединяемся и мы, – первые зрители и слушатели новой российской оперы.

    Е. Корнева, IV курс ТКФ


    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев