Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : 50-летний юбилей консерватории №3, Октябрь 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    Музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства»

    Юбилеи

    Из истории международных связей НГК

    Воспоминания

    Поиск по сайту

     
     
    Михайленко Аркадий Георгиевич - Из истории международных связей НГК : Италия – 1992-1995 гг.
    Из истории международных связей НГК

    А.Г.МИХАЙЛЕНКО

     

    Михайленко Аркадий Георгиевич

    Михайленко Аркадий Георгиевич

    Италия – 1992-1995 гг.

       Читатель только что вышедшей энциклопедии «Новосибирская Консерватория» не пройдёт мимо статьи о международных связях сибирского музыкального вуза, где подробно описаны многолетние отношения НГК с учебными заведениями и музыкантами Чехии, Словакии, Германии, Японии, Южной Кореи. О других контактах, продолжавшихся не так долго, сказано кратко, но это не значит, что они оставили менее важный след в жизни и памяти их участников. Один из таких следов ведёт в начало 1990-х годов, когда студенты и педагоги Новосибирской консерватории впервые подружились с музыкантами Италии.

       В то время многие на Западе смотрели на обновлявшуюся Россию с удивлением и надеждой. Одна из надежд связывалась с возрождением в этой многонациональной и многоконфессиональной стране утраченных духовных и религиозных ценностей. Рядом с восстановленными православными соборами начинали строиться мечети и костёлы. В России была воссоздана католическая церковная иерархия, образовывались новые католические общины и приходы, в том числе в Сибири, где проживало немало немцев и поляков. Проблема отсутствия в России католических священнослужителей решалась направлением для службы в российских приходах священников и миссионеров из Прибалтики, Польши, Германии, Италии и других стран Европы.

       Так в Новосибирске появился первый священник-францисканец, молодой человек из Литвы, ставший настоятелем единственного в то время в Новосибирске маленького костёла на улице Мира. Все называли его – отец Павел. В жару и в мороз, облаченный в коричневую сутану монаха-францисканца, всегда улыбающийся и неунывающий, он обустраивал свой приход, посещал дома прихожан, помогал им словом и делом, и приобретал друзей не только в кругу единоверцев, но и среди многих других людей, особенно среди молодежи.

       Осенью 1991 года состоялось моё знакомство с отцом Павлом. Тогда его часто приглашали в разные вузы Новосибирска с беседами на духовные темы. Пригласили его и мы – в консерваторию. Всё началось с нескольких лекций по истории христианства, а привело к неожиданному результату: отец Павел предложил консерватории установить творческие связи с музыкантами Италии через итальянских священников, которые должны были в новом году прибыть и обосноваться в Новосибирске.

       Предложение не осталось без ответа. И вот в начале 1992 года, морозной февральской ночью, мы с отцом Павлом встречали в Толмачевском аэропорту «итальянский десант». Несколько священников и между ними молодой бородатый человек в лёгкой куртке. Бодрым шагом он подошел к нам, ослепительно улыбнулся, протянул руку и представился: «Профессoре Лаццони». Да, мы приглашали профессора Стефано Лаццони, из Музыкальной Академии им. Гаэтано Марциали (Севезо–Милан), с лекциями по раннехристианской музыке, но, откровенно говоря, не ожидали увидеть столь молодого «профессoре». А Стефано, в свою очередь, не ожидал, что тридцать градусов мороза – это действительно холодно. На следующий день пришлось одолжить ему меховую шапку и шубу.

       Лекции молодого педагога из Италии проходили в заполненном конференц-зале, были очень эмоциональны по форме и увлекали аудиторию, прежде всего, как слово носителя культуры, о которой шла речь, как свидетельство соотечественника Амвросия Миланского, Фомы Аквинского и Гвидо Аретинского. Дополнительную привлекательность лекциям придавал великолепный синхронный перевод с итальянского языка, который делала Марина Иосифовна Хриплович. Выпускница филологического факультета НГУ, самостоятельно освоившая итальянский язык, она появилась на лекциях Лаццони как слушатель, но тут же по просьбе знавших её студентов заменила неопытного переводчика, а сама оказалась незаменимой. Спустя некоторое время она получила приглашение преподавать в консерватории итальянский язык и на несколько лет стала референтом по международным связям НГК с Италией.

       За «первой ласточкой» из Италии вскоре прилетели другие. В начале ноября того же года консерватория принимала гитариста из Милана – Пьеро Бонагури, который выступил в концертами в Большом зале НГК и в Новосибирском университете. Возможно, это был первый зарубежный исполнитель на академической гитаре, который появился в Новосибирске. Во всяком случае, его выступления привлекли особое внимание и любителей гитары и специалистов, во главе с Аркадием Геннадьевичем Бурхановым.

       А спустя несколько недель Новосибирская консерватория вновь встречала гостя из Италии ­– композитора, музыковеда и органиста Умберто Бомбарделли.

       Выпускник Амвросианского Папского Института Духовной Музыки и Консерватории им. Джузеппе Верди в Милане, У.Бомбарделли уже приобрел известность как композитор на родине и за рубежом, но в России оказался впервые. Новосибирск оставил заметный след в его творческом пути. До сих пор во всех биографических справках об этом музыканте среди всех его регалий указывается: «Почетный профессор Новосибирской консерватории».

       В свой первый приезд в Новосибирск, в ноябре 1992 года, Умберто Бомбарделли предстал в роли педагога-музыковеда, продолжив тематику лекций Стефано Лаццони, а также выступил как лектор, сопроводив содержательными комментариями концертные выступления органиста, преподавателя НГК Андрея Владимировича Чуловского. Звучала музыка Фрескобальди, Баха, других мастеров органного барокко. В результате этой встречи, переросшей затем в многолетнюю дружбу, в творчестве Умберто Бомбарделли появилась органная пьеса « Fest », посвященная Андрею Чуловскому, который позже стал известным в Европе органистом (в последнее время проживает в Англии).

       Тогда же, как официальный представитель Музыкальной Академии имени Марциали и Миланской консерватории У.Бомбар­делли предложил рассмотреть возможность регулярных контактов между педагогами Новосибирской консерватории и учебных заведений Милана. Возникла мысль заключить соответствующие договора о творческом сотрудничестве. Но для того чтобы воплотить её в жизнь, необходимы были шаги с нашей стороны. Наступило время встречного визита в Италию.

     

    (Продолжение в следующем выпуске)

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев