Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "О конкурсах и не только..." №9, Октябрь 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора






    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_09/?page=search

     
    Конкурсы:

    I открытый региональный конкурс по композиции и импровизации среди учащихся детских музыкальных школ и студентов средне-специальных учебных заведений:

    Межрегиональный Сибирский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах:

    III Открытый региональный конкурс по дирижированию студентов дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ (колледжей) Сибири:

    Мичков П.

    "И композитор, и импровизатор..."

    Мичков Павел

    студент IV курса ТКФ

     


        С 11 по 13 марта 2010 года в городе Новокузнецке проводился I открытый региональный конкурс по композиции и импровизации среди учащихся детских музыкальных школ и студентов средне-специальных учебных заведений.

        Столь яркое событие не прошло незамеченным. Впечатляет география участников конкурса: ребята прибыли из разных городов Сибири – Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Прокопьевск. Приехали учащиеся музыкального училища города Алматы (Казахстан). Во время конкурса между конкурсантами царила атмосфера дружественности и взаимоподдержки, ребята переживали друг за друга, подбадривали после выступления. За короткое время из разрозненных участников конкурса сложился дружный коллектив музыкантов.

    Участники конкурса

        На конкурсе были заявлены две номинации: «Композиция» и «Импровизация». Особого внимания требуют виды конкурсных заданий: первый тур (отборочный) проходил «заочно» – участники должны были предоставить самостоятельно подготовленный видеосюжет с сочиненным к нему звуковым сопровождением.

        Во втором туре новшеством явилось задание под названием «Тапёр» в номинации «Импровизация» – ребята должны были почувствовать себя в роли музыканта 20-30-х годов ХХ века, профессией которого является музыкальное сопровождение немого кино. Этот вид задания оказался настолько интересным как для участников конкурса, так и для зрителей, что не оставил равнодушным ни одного из присутствовавших в это время в зале Новокузнецкого училища искусств.

        Довольно трудным, но увлекательным оказалось задание третьего тура – ребятам предоставлялось на выбор несколько мультфильмов (нарисованных, кстати, юными мультипликаторами детской студии телевидения города Новосибирска «Старая Мельница»), к которым требовалось сочинить музыку, смонтировать в редакторе аудио и видео информацию и представить на суд компетентного жюри.

        О том, как проводился конкурс, с какими трудностями пришлось столкнуться, нам рассказал Андрей Владимирович Попов (член жюри конкурса, член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов Российской Федерации, доцент кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки).

    А.В. Попов, член жюри конкурса, член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов РФ, доцент кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки

        - Андрей Владимирович, как возникла идея проведения конкурса? С чего все началось?

        Замысел мероприятия возник, по всей видимости, года два назад. А инициаторами проведения конкурса явились ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Михайлович Курленя и директор Новокузнецкого колледжа искусств Элла Михайловна Гомберг.

        К непосредственному воплощению замысла приступили осенью 2009 года. Тогда в Новокузнецке проводились курсы повышения квалификации, на которых я читал лекцию и проводил занятия с ребятами-импровизаторами. В рамках курсов повышения квалификации проводилось совещание по теоретическим дисциплинам. Вот тогда, на совещании возник вопрос о конкурсе по композиции и импровизации. Идея была поддержана и одобрена. Позже, в Новосибирске, был составлен приблизительный план мероприятий и вот, где-то в ноябре, начался подбор материалов к тембровой викторине, аранжировке, конкурсу «Тапер» и остальным заданиям.

        - Задания к конкурсу готовились Вами?

        Да, подготовка конкурсных заданий была поручена мне. На совещании было предложено изменить тематику заданий 1 (отборочного) тура. Тематические видеосюжеты с сочиненной участниками музыкой вместо рекламных роликов. Идея рекламных видеосюжетов принадлежала, видимо, ректору. Я же предложил сменить темы роликов, чтобы уйти от рекламы, на темы более подходящие, на мой взгляд, для детей.

        - А какие темы предлагались для видеороликов?

        Для младшей возрастной группы это были темы «Мои друзья», «Мой двор» и так далее, для старшей – видеоролик с представлением своего учебного заведения, города или своей профессии.

        - На конкурсе участникам были предложены интересные, но в то же время, трудные задания. Возникали ли какие-нибудь сложности в процессе выполнения заданий?

        Определенного рода трудности были. Понятно, что в некоторых случаях, например, для составления видеоряда, некоторые участники привлекали профессионалов либо сторонние лица. Но все же, основная проблема не в этом. Она заключается, прежде всего, в необходимости профессиональной подготовки юных музыкантов, обучающихся композиции и импровизации.

        - Какое задание, по Вашему мнению, было самым трудным?

        Самым сложным, я считаю, был конкурс «Тапер» в номинации «Импровизация». Озвучивание немого кино, так сказать, «в реальном времени» составляет трудную задачу. Хотя таперская традиция существует достаточно давно, в настоящее время она практически забыта. В любом случае, выполнение этого задания конкурсантами было очень интересным. Человек импровизирует сразу, он не только помогает зрителю воспринять визуальную информацию, но и вкладывает в нее при помощи музыки свое собственное видение, заостряя внимание на определенных моментах. К тому же это другой взгляд на кино. Я думаю, участники откроют в себе что-то новое после этого состязания.

        - Как Вы оцениваете уровень подготовки участников?

        Уровень разный. В первую очередь это зависит от возраста. Одни только начинают, другие уже имеют определенный опыт. Педагоги при подготовке используют наработанные методики и это норма. Замечу, что, к примеру, подготовка студентов класса Лазаря Ефимовича Александровского, преподавателя Новокузнецкого колледжа искусств, идет на высоком уровне.

        Каждый педагог имеет право на использование своей методики. Все же в импровизации возможны и несколько иные подходы. Например, при исполнении неподготовленной импровизации участники в основном использовали заданную тему как интонационное ядро для цепочки вариаций. А ведь существуют другие варианты импровизации: тема может послужить толчком к развитию собственной идеи, причем не всегда можно будет наблюдать интонационное сходство начального и итогового. При этом надо учитывать конкурсную направленность заданий.

        Как правило, учащиеся пользуются теми средствами, которые успели выучить. Например, конкурсант-исполнитель на ударных инструментах использовал набор выученных приемов и чередовал их. Это неизбежно: человек постоянно живёт, пользуясь «ходулями умения», в данном случае речь должна идти о творческом пользовании умениями, полученными в классе по импровизации. Необходима высокая доля раскованности, интуитивного поиска решений и внутренней свободы. К тому же совершенно не стоит бояться публики.

    Конкурсанты и жюри

        - Как Вы считаете, нужны ли занятия по импровизации для музыканта?

        Занятия по импровизации необходимы. Они создают возможность творческого роста для музыканта, развивают его музыкальную фантазию и чувство формы. В идеальном варианте импровизация предполагает владение стилями, причем сделано это должно быть логично и с частичкой юмора. При занятиях импровизацией у музыканта должен быть стимул и, что самое важное, увлеченность процессом.

        Есть еще одна задача. Даже, возможно, сверхзадача: импровизатор часто впадает в зависимость от инструмента. Возможности инструмента становятся своего рода рамками в создании импровизации. В идеальном варианте музыканту следует достичь такого уровня, чтобы инструмент не мешал в придумывании музыкальных идей. Хотя, следует заметить, что эта задача сложная и трудновыполнимая.

        - Спасибо, Андрей Владимирович за столь ценные замечания. А нам, в свою очередь, хочется пожелать участникам конкурса дальнейшего творческого роста и побед!

    фото (1, 3) Павел Мичков
    фото (2) Михаил Мурин

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки