Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "М.В. Ломоносов и мы" №1 (14), Январь 2012 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:







    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_14/?page=search

     
    Наши любимые учителя:

    Цветкова Е.

    "Анна Недоспасова. Творческий портрет."

    Цветкова Екатерина

    студентка IV курса ТКФ

     


        В Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки существует исполнительская специальность – «клавесин», достаточно редкая для традиционного вузовского набора. Преподавателем класса клавесина является аспирантка кафедры истории музыки, участница филармонического коллектива «Insula Magica» А. П. Недоспасова.

        Анна Павловна Недоспасова, уроженка в г. Северска Томской области, поступила в НГК в 1992 г. в класс доцента кафедры специального фортепиано Л. Е. Александровского, а магистратуру заканчивала в классе профессора Т.И. Игноян. В период с 1994 по 2000 гг. она работала концертмейстером вокальной кафедры в классе Народного артиста РФ А.Я. Левицкого.

        Благодаря открытым в консерватории в 1995 г. факультативным курсам старинной музыки, которыми руководил И. Тюваев, А. Недоспасова заинтересовалась музыкой прошлого, клавесином. И уже в 1997-98 гг. она принимала участие в концертах ансамбля ранней музыки Новосибирской государственной филармонии «Insula Magica» (клавесин, блокфлейта, ударные).

        – Что Вас привлекло именно к изучению и впоследствии исполнению старинной музыки? Почему именно она? – спросила я.

        Привожу ответ Анны Павловны Недоспасовой: «Для меня было привлекательным в исполнении ранней музыки то, что она очень далека от каких-то стандартных шагов, которым нас учили, начиная с музыкальной школы. Изучая музыку Шопена, Чайковского, Прокофьева, мы уже знаем конечный результат, т.е. эталон к которому нужно стремиться, так как есть записи великих пианистов, записи бесед с тем же Г. Нейгаузом, уроков. Все это дает уже совершенно натоптанную тропинку, по которой достаточно легко идти. Когда же мы сталкиваемся с исполнением ранней музыки, мы так или иначе попадаем в круг музыкальной жизни, к которой принадлежали именно эти авторы. А в те времена исполнять одно и то же произведение довольно часто считалось скучным. Даже такие композиторы как Гендель, Бах, так или иначе, пытались переделать свои собственные сочинения, облицевать в новую форму или каким-то образом бесконечно варьировать свой музыкальный материал, и, конечно, писать новую музыку… Поэтому программы исполнителей старинной музыки очень разнообразны. Сам путь музыкантов той эпохи говорит о том, что самое интересное в ежедневной концертной деятельности, – это просто находить ноты, которые ты никогда не видел и пытаться их прочесть, сыграть и удивиться, потом найти что-то еще, то, чего ты никогда не видел и сыграть слушателю то, чего он никогда не слышал».

        По окончании НГК Анна Павловна стала работать в коллективе «Insula Magica». Вскоре ей стало ясно, что фортепианные навыки игры отличаются от техники игры на клавесине. К тому же были и другие проблемы, например отсутствие практики расшифровки генерал-баса по оригинальным нотам.

        «Я стала искать возможность учиться, – продолжает Анна Павловна, – в Московской консерватории в те годы существовал факультативный курс старинной музыки, но на нем имели право обучения студенты дневного (очного) отделения консерватории. В мае 1999 г. там проходила научно-практическая конференция «Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция», на которую был приглашен ансамбль «Insula Magica» с постановкой средневековой драмы «Действо о пророке Данииле». На этой конференции я узнала, что в Казанской консерватории существует кафедра органа и клавесина, которой руководит ректор вуза Р.К. Абдуллин, и недавно приобретен французский двух-мануальный клавесин, к тому же работает преподаватель клавесина, прошедшая стажировки в Италии».

        И уже в июле 1999 г. А.П. Недоспасова поступила в Казанскую консерваторию в класс клавесина Е.В. Бурундуковской (тогда кандидат искусствоведения, старший преподаватель, ныне доцент, доктор искусствоведения). А.Н.: «Годы обучения оказались очень продуктивными, я освоила технику игры на щипковом (по природе звукоизвлечения) инструменте (клавесин), изучала особенности артикуляции, старинной аппликатуры, правила игры по генерал-басу, способы настройки клавесина в неравномерных (исторических) темперациях. Познакомилась непосредственно с огромнейшим пластом западноевропейской клавирной музыки в ее ранних формах – в особенности, с музыкой Фрескобальди, – «итальянским Бахом», как его назвали музыковеды в XX в». Весной 2001 г. А.П. Недоспасова закончила обучение в Казани и оказалась обладательницей первого российского диплома по специальности «клавесин».

        К всеобщей радости, в марте 2001 г. Новосибирская филармония приобрела для ансамбля «Insula Magica» профессиональный инструмент – клавесин голландского мастера Фреда Беттенхаузена: точную копию исторического инструмента «Руккерс» XVII в. Теперь Анна Павловна уже профессионально могла реализовать приобретенные в концертной деятельности умения и навыки.

        - Следуете ли вы только строго прописанным правилам исполнения ранней музыки или все же добавляете к ней свое видение?

        А.Н.: «Во все времена в исполнителе, практическом музыканте ценилось то, что он что-то делает не так как другие. Против этой природы исполнительского искусства не пойдешь, каждый музыкант, выполняя требования автора, добавляет кое-что от себя и чем ярче будет эта индивидуальность, тем убедительнее она будет для слушателей, тем большее впечатление оставит исполнение. К тому же практическая музыка в конечном итоге представляет собой лицо того или иного музыканта, как творческой личности, и если исполнение совершенно правильно с точки зрения стилистики, эстетики, технически совершенно, но оно не трогает вас, то в таком подходе нет смысла. Все равно должно быть ваше личное отношение, ваша индивидуальность, а в какие вы себя поставите рамки, будет это старинная музыка, фольклорная, или этническая не важно, это просто музыка!»

        В период 1998-2005 гг. А.П. Недоспасова стажировалась на мастер-классах Жоржа Кисса и Дмитрия Голдобина (клавесин, Франция), Кристофера Стембриджа (орган, клавесин, клавикорд, Италия), Владислава Клосевича и Марии Эрдман (клавесин, клавикорд, Польша). В составе ансамбля Insula Magica она принимала участие в фестивалях «Московское действо» (Москва), «Earlymusic» (Санкт-Петербург), «Классика и современность» (Новосибирск), «Корни и крона» (Москва), гастрольных поездках по России, Казахстану, Латвии, Украине, Швеции, Германии и др.

        С 2004 года А.П. Недоспасова преподает в Новосибирской консерватории и Музыкальном Колледже НГК "генерал-бас" и игру на клавесине, занимается исследовательской работой, имеет несколько публикаций в журнале "Старинная музыка" (Москва, Коллегия старинной музыки).

        Анна Павловна Недоспасова продолжает активно продвигать старинное искусство, искусство игры на клавесине, как в консерватории, так и за ее пределами. Пожелаем же ей удачи и творческого вдохновения!

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2012 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки