Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    VII Международный фестиваль скрипичной музыки
    VII Международный фестиваль скрипичной музыки

     

      Уже в течение нескольких лет морозные дни начала января становятся вдвойне праздничными для всего музыкального Новосибирска благодаря рождественским фестивалям скрипичной музыки. Они постоянно проходят в НГК во многом благодаря тесному сотрудничеству нашей консерватории со светилом современной скрипичной педагогики – профессором Захаром Броном.

      И этот год не стал исключением – вновь всем любителям скрипичной музыки (а их в нашем городе совсем не мало) представилась возможность целую неделю наслаждаться искусством талантливых исполнителей из разных городов и стран (фестиваль в очередной раз оправдал свой высокий международный уровень).

      Сейчас на улице уже вступила в свои права весна, но на фестивале было столько приятных моментов, волнующих открытий, ярких впечатлений, что, конечно же, первый номер нашей газеты никак не мог обойти вниманием одно из самых значительных событий этого года. Надеемся, что материалы наших авторов помогут вам окунуться в атмосферу фестиваля и вспомнить, КАК ЭТО БЫЛО…

    МЕШОК С ПОДАРКАМИ

      Маэстро Захар Брон прибыл в наш город, несмотря на сибирские рождественские морозы, чтобы оценить мастерство наших скрипачей и представить публике новые звездочки – своих зарубежных учеников.

      Фестиваль этого года было решено открывать хозяевам, поэтому на сцене Большого зала консерватории в первый день – 4 января – появились самые талантливые юные скрипачи Новосибирска, учащиеся ССМШ, лицея при консерватории и ее первых курсов. Для торжественного вечера была подобрана программа, сочетающая лучшие скрипичные произведения – всегда приятные слуху и полные виртуозного блеска: прозвучали «Каприсы» Паганини, переложение «Лесного царя» для скрипки и другие шедевры скрипичной музыки.

      Даже самые маленькие участники торжественного концерта продемонстрировали техническую оснащенность и умение работать с залом. Однако к концу торжественного вечера открытия фестиваля, когда на сцену вышли более опытные исполнители, помимо блестящего преодоления технических сложностей публика увидела особое эмоциональное отношение скрипачей к исполняемым произведениям. Своей артистичностью, владением инструментом и технической оснащенностью зал покорили Ольга Михайлова, Алексей Галиханов, Оганес Гирунян.

      Открывая фестиваль, Борис Робинсон сравнил приезд Захара Брона с приходом Деда Мороза. И действительно, каждое посещение именитым гостем Новосибирска, будь то приезд на конкурс или фестиваль, приносит публике что-то новое: новые имена, новые вершины скрипичной техники. Так и в этот раз: приятными сюрпризами и роскошными подарками будет удивлять новосибирцев Захар Брон в течение всего фестиваля – с 4 по 8 января.

    Юлия Попова,
    Студентка IV курса ТКФ НГК

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

      Именно так назвал концерт молодых исполнителей–скрипачей его ведущий – Б.В. Робинсон. Этот концерт, прошедший в рамках VII Фестиваля скрипичной музыки, возглавляемого народным артистом России, профессором З.Н. Броном, состоялся 5 января в Большом Зале нашей консерватории и действительно впечатлил географией его участников. Так, помимо давно ставших традиционными для новосибирской консерватории исполнителей из сибирских городов: Барнаула, Кемерово, Красноярска, а также Саяногорска и Абакана, в концерте приняли участие ребята из Казахстана (г. Алматы) и, впервые, из Киева и Москвы. Обширность «территориального охвата» указывает на расширение сферы влияния Фестиваля. Этому можно только порадоваться!

      Большой концерт в двух отделениях был насыщен самой разнообразной музыкой. Но все же преобладающими были достаточно известные произведения скрипичного репертуара, такие, как «Непрерывное движение» Ф. Риса, исполненное Дарьей Кулишкиной (г. Барнаул, преподаватель – С.А. Чеканова) или «Интродукция и Рондо–Каприччиозо» К. Сен-Санса, которое представила публике Марина Крячкова (г. Барнаул, преподаватель – заслуженный работник культуры России О.А. Абрин).

      Нужно отметить, что в концерте принимали участие молодые исполнители разного возраста. Самыми маленькими участницами, впервые вышедшими на большую сцену консерватории (да еще и в самом начале концерта!) были Дарья Кулишкина и Валерия Скромных (г. Саяногорск, преподаватель – Л.Ю. Эсмонтова). Несмотря на свой юный возраст – 8-9 лет – девочки показали весьма свободное владение смычком в виртуозных произведениях. Самыми же в зрослыми исполнителями, обучающимися на V курсах музыкальных ВУЗов, были лауреат конкурса «Запад–Сибирь–Восток» Анна Галкина (г. Барнаул, бывшая ученица О.А. Абрина), которая исполнила «Адажио» В.А. Моцарта и «Бурлеску» Д.Д. Шостаковича, и лауреат международных конкурсов Андрей Провоторов – студент МГК, занимающийся в классе известного педагога, народной артистки России, профессора Ирины Бочковой. Андрей Провоторов – яркий представитель московской скрипичной школы, отличающейся четкостью и точностью исполнения, с успехом сыграл знаменитое «Вальс–скерцо» П.И. Чайковского.

      Некоторые участники концерта были сразу узнаваемы публикой, так как уже неоднократно приезжали в нашу консерваторию на скрипичные конкурсы и фестивали. Это воспитанники заслуженного работника культуры О.А. Абрина из Барнаула, заслуженного артиста России, профессора Красноярской государственной академии музыки и театра М.И. Бенюмова, преподавателя ДМШ № 1 Т.В. Осокиной из Кемерово и Л.А. Спивак из ДМШ им. Кенеля г. Абакана. Например, стали уже традиционными на консерваторской сцене выступления Полины Образцовой (г. Абакан), Антона Семке и Александра Лукьянова (г. Барнаул), Леонида Жуковского и Риммы Бенюмовой (Красноярск). По словам зав. кафедрой струнных инструментов, профессора М.А. Кузиной, «Римма буквально выросла на концертной сцене консерватории, она играет в Новосибирске чуть ли не с восьми лет». В этом концерте Риммой Бенюмовой был исполнен «Полонез ля мажор» Г. Венявского, в котором ощущалось уже достаточно взрослое мышление музыканта: виртуозные фрагменты были сыграны технически грамотно и полетно, а кантиленные лирические – с большой душевной глубиной и прочувствованностью каждого звука. Она была первым исполнителем, которого публика с криками «Браво!» и громкими аплодисментами все вызывала и вызывала на сцену!

      Не менее удачными были выступления Антона Семке с I частью Концерта № 1 Н. Паганини и Александра Лукьянова с Этюдом № 6 «Последняя роза лета» Эрнста. Подчеркну, что оба мальчика – ученики заслуженного работника России О.А. Абрина, который, закончив НГК, по словам М.А. Кузиной, «создал собственную скрипичную школу, отличающейся очень своеобразной исполнительской манерой – это игра виртуозная, смелая, громкая и убеждающая». Исполнение обоих музыкантов отличалось эмоциональностью, артистичностью, весомостью звука и эффектными штрихами. Особенно понравилась слушателям «Последняя роза лета». Причем, не столько в музыкально-художественном плане, но и в ее сценической интерпретации исполнителем. Скрипач ни минуты не стоял на месте, раскрывая музыку, в которую «вжился» всей душой. Перед слушателями словно бы разыгрывалось театральное действо с постоянным диалогом между двумя регистрами скрипки, который затем уступил место полноценному «ансамблю», исполненному лишь на одном инструменте!

      По контрасту, манера сценического облика Леонида Жуковского , воспитанника профессора М.И. Бенюмова, отличалась сдержанностью и скромностью, а игра была очень вдумчивой и разнообразной. Хорошее слышание фактуры продемонстрировала гостья из Киева – лауреат международных конкурсов Ирина Гинтова (преподаватель – Л.И. Овчаренко), исполнившая сложное произведение Э. Изаи – Сонату для скрипки соло № 1.

      Успеху концерта в немалой степени способствовали два приезжих концертмейстера: из Абакана – Н.М. Герасимова и из Барнаула – Г.П. Заварина, которые «поддерживали» ребят на сцене. Но основная нагрузка, как обычно, легла на плечи консерваторского концертмейстера, лауреата международного конкурса Янины Койфман, которая героически – всего за 2–3 дня – достигла превосходного ансамбля со всеми скрипачами.

      Фестиваль скрипичной музыки, по словам М.А. Кузиной, должен «подстегивать» исполнителей из других городов к более совершенной игре. В конечном же итоге, убеждаясь в весомых достижениях приезжих исполнителей, консерваторские скрипачи обретают стремление к собственным дальнейшим завоеваниям. Участники скрипичных конкурсов и фестивалей зачастую поступают в колледж НГК, а потом и в консерваторию с целью усовершенствования своего исполнительского мастерства у лучших педагогов Новосибирска.

    Анна Качусова,
    студентка IV курса ТКФ НГК

     

    7 ВПЕЧАТЛЕНИЙ ОТ КОНЦЕРТА
    или
    Рождественская Музыкальная Азбука

    C

      Царящие в здании НГК оживление и волнующее чувство ожидания чего-то радостного и значительного были хорошо заметны еще за час до начала четвертого дня VII Международного фестиваля скрипичной музыки. Концерт симфонического оркестра Новосибирской государственной консерватории (руководитель – заслуженный работник культуры России, профессор И.А. Зайдентрегер; дирижер – заслуженный работник культуры России, профессор В.М. Минасян) по всем приметам ждали с нетерпением…

      И действительно, отыскать свободные места в Большом зале оказалось отнюдь не простым занятием. И это – в разгар новогодних праздников, щедро отпущенных нам Правительством! Приятно изумил и весьма «разнохарактерный» состав публики: в ее числе была, естественно, администрация консерватории (совмещающая «приятное с полезным»), педагоги и студенты (струнники в силу своей профессии, музыковеды как извечные критики и организаторы, но далеко не только они), учащиеся колледжа НГК, представители Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова. Отрадно было видеть в зале также многочисленных любителей музыки.

    D

      Дар красноречия, ораторский пафос и блестящая эрудиция никогда не изменяют нашему замечательному лектору – профессору Б.В. Робинсону. Поразив зрительный зал цитатами из Сенеки и Конфуция, он провозгласил наступление нового века в скрипичном искусстве – «века Азии» и произнес девиз сегодняшнего концерта – «Захар Брон и скрипачи азиатского Востока». Завершил свою речь Борис Робинсон хвалой педагогическому мастерству З. Н. Брона, достойным ответом которой стали продолжительные аплодисменты публики.

    E

      Едва на сцене появился первый из солистов – лауреат международных конкурсов Мицуки Чиба (Япония), присутствующие в зале были поражены необычайно хрупким, каким-то неземным обликом этого маленького мальчика, сочетающимся с поистине недетской серьезностью лица (только раз оно озарилось улыбкой – с тот момент, когда прелестная девчушка из зала поднесла ему букет скромных, но милых розовых цветов) и очаровательно-застенчивой походкой (головка, опущенная вниз, и чуть ссутуленные худенькие плечи). Можно, конечно, предъявлять юному музыканту из Страны восходящего солнца претензии по поводу недостаточной яркости звука и тонкости нюансировки исполняемой музыки, можно с иронической улыбкой говорить о некоторых технических погрешностях. А можно приветствовать беспримерное мужество и выдержку этого ребенка, так напоминающего эльфа. Он сыграл три части скрипичного концерта Ф. Мендельсона! Всем существом, не скрывая своих чувств, переживал за своего воспитанника профессор З. Н. Брон, с умилением смотрела на мальчика сидевшая рядом со мной Дина Леонидовна Шевчук… Как мне кажется, Мицуки Чиба хорошо передал романтическую образность произведения. Причем романтизма не Листа, не Берлиоза с его монументальностью и кипучими страстями (на что порой «посягал» оркестр – в эти моменты было слышно предостерегающее «Тшш!» Виктора Меликовича), а романтизма Шуберта и Мендельсона.

    F

      Фейерверк юных дарований был продолжен лауреатом международных конкурсов Эстер Ю (Корея-США). Ее облик – антипод Мицуки Чиба – «земной», порывистый великолепно дополняло роскошное ярко-красное платье. Эстер Ю и симфонический оркестр НГК представили на суд публики 1-й скрипичный концерт Н. Паганини. Исполнителям удалась передача контрастов, свойственных сочинениям этого композитора, а органичное сочетание в творческой манере солистки восточной томности и яркости эмоций западноевропейского романтизма, добавило музыке оригинальности и свежести.

    G

      Генеральной паузой была подчеркнута особая значимость и долгожданность появления на сцене Народного артиста России Захара Брона . Публика, затаив дыхание, буквально «пожирала» глазами дверь, ведущую за кулисы. И вот – выход маэстро… Захар Брон исполнял сочинения П. Чайковского и норвежского композитора А. Синдинга (внимание к творческому наследию этого автора неслучайно и обусловлено юбилейной датой – 11 ноября 2005 года исполнилось 150 лет со дня рождения композитора). Главными качествами исполнительской манеры Захара Брона в этот вечер были романтическая искренность и непосредственность, страстная порывистость и стремительность.

    A

      Анонсируя репертуар концерта, нельзя не отметить его «романтическое наклонение». Программа включала, в подавляющем большинстве, сочинения популярные и хорошо известные слушателю: Концерт для скрипки с оркестром e-moll Ф. Мендельсона, Концерт для скрипки с оркестром №1 D-dur Н. Паганини; «Размышление» (из цикла «Воспоминания о дорогом месте») и Вальс-скерцо П. И. Чайковского являются едва ли не обязательными для исполнения на всевозможных конкурсах скрипачей. Несколько особняком стоит трехчастная Сюита a-moll op.10 А. Синдинга: это произведение сочетает романтическую образность с неоклассической жанровой палитрой и гармоническим языком.

    H

      Холодному равнодушию не было места в этот вечер. Ни на сцене, ни в зале. Атмосфера была очень дружелюбная. Даже «кляксы» оркестра в каденционных построениях финала концерта Паганини были восприняты с юмором, как добрая озорная шутка. Публика расходилась удовлетворенная, хотя и немного уставшая (концерт длился более двух часов!). «Спасибо Вам за великолепный праздник!» – благодарили зрители оргкомитет фестиваля. Да, это был настоящий праздник… И даже ярко-оранжевые (и сюда проник он, Новый год Огненной собаки:0) нотные папки оркестрантов по-праздничному задорно глядели в зал.

    Маргарита Петрунина,
    студентка IV курса ТКФ НГК

    ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

      Итак, занавес опущен… Последний музыкант покинул сцену… Поставлена последняя точка в пятидневном «романе», промелькнули заключительные кадры увлекательной «киноленты», отзвучал и растворился в пространстве зрительного зала последний аккорд «зимней симфонии» VII Международного фестиваля скрипичной музыки.

      На заключительном концерте входящих в консерваторский холл приветствовал радостный гул настраиваемых скрипок (артисты спешили привести свои музыкальные «орудия» в состояние «боевой готовности»). В Большом зале царило умиротворение и спокойствие… Неторопливо входили зрители, дружелюбно поздравляли друг друга с прошедшими праздниками. Заботливо, с приветливой улыбкой встречал гостей фестиваля Василий Иванович Кузин. Настроение зрительного зала словно предвосхищало светлую, практически лишенную темных тонов и драматических коллизий эмоциональную палитру зазвучавшей спустя несколько минут музыки.

      Краткую официальную часть концерта взял на себя профессор Б. В. Робинсон. Без лишних красивых слов, со скромным достоинством и большой теплотой он подчеркнул особое значение финального дня фестиваля и произнес слова благодарности Захару Брону . Особенно проникновенно прозвучали прочитанные Борисом Владимировичем фрагменты письма Мстислава Ростроповича, в котором великий музыкант современности поздравляет профессора З. Н. Брона с днем рождения.

      В пригласительных билетах была заявлена солидная программа сегодняшнего вечера: два сочинения концертного жанра, довольно популярного на фестивале. Действительно, концерт – произведение весьма благодатное для всех его исполнителей. Солисту дает прекрасную возможность демонстрации своего мастерства, оркестру – шанс проявить ансамблевую стройность, чувство слаженности и меры, как в «дуэте» со скрипачом, так и в собственном коллективе.

      Образный строй Концерта для скрипки с оркестром D-dur op. 77 Иоганнеса Брамса многогранен: лирика, островки драматизма, сосредоточенное размышление, возвышенное созерцание… Но, какое бы настроение ни несла в зал музыка концерта в данный момент, в ней неизменно присутствовало одно: сдержанность чувства, объективность, философская мудрость (недаром Брамса называют «романтическим классиком» или «классическим романтиком»). Образность Концерта D-dur отражает черты, присущие Брамсу-человеку: известно, что он был весьма сдержанной натурой, мало кому поверял свои радости и печали. Прекрасно гармонировала музыка этого сочинения и с обликом солиста, лауреата международных конкурсов Оганеса Гируняна (обучающегося в НГК в классе профессора М. А. Кузиной и запомнившегося новосибирскому зрителю еще по выступлениям на IV Международном конкурсе скрипачей). Обликом внешним и «музыкально-исполнительским» – благородно-сдержанным, чуть меланхоличным… И, разумеется, нельзя не отметить продемонстрированный молодым музыкантом высокий уровень технического мастерства. Оркестру Новосибирского театра оперы и балета (музыкальный руководитель – Теодор Курентзис) и его молодому дирижеру Андрею Данилову также удалось воплотить стилистику и образную гамму Концерта Брамса. Особенно хорошо прозвучала хоральная, возвышенно-светлая вторая часть.

    Оганес Гирунян играет Иоганнеса Брамса

    Когда на сцену вышла следующая солистка – Дария Зиатдинова (лауреат международных конкурсов, класс профессора М. А. Кузиной), в моем воображении тотчас возникли образы героинь сказочных балетов П. И. Чайковского, ведь именно его произведение должно было исполняться – Концерт для скрипки с оркестром D-dur op. 35. Насколько сосредоточенный Оганес Гирунян «подходил» к эмоциональному строю сочинений Брамса, настолько порывистая и восторженная Дария Зиатдинова казалась рожденной для воплощения на сцене музыки этого скрипичного концерта – романтически непосредственной и «по-чайковски» искренней. Смычок солистки был легок и свободен в первой части и блестящем жизнерадостном рондо финала, мягок и певуч в кантилене Канцонетты. Удивителен артистизм Дарии, отражающий глубину чувств, переживаемых ею в музыке! Об этом свидетельствовали выражение ее лица, мимика, движения (даже там, где в партитуре концерта строка, отведенная скрипке, была сплошь испещрена паузами). Нельзя не отметить и прекрасный контакт, чувство творческого взаимопонимания солистки и дирижера во время исполнения.

    Публика была довольна. Дарию и Оганеса вызывали троекратно.

    В этот же день – 8 января – была поставлена еще одна важная «точка»: подведены итоги мастер-классов Захара Брона. Их участникам – педагогам и студентам – были вручены удостоверения и сертификаты.

    По окончании фестиваля хочется произнести слова признательности профессору З. Н. Брону – педагогу, музыканту, организатору, человеку, вся жизнь которого, по его собственным словам, есть «ответственное выступление»; поблагодарить администрацию НГК и оргкомитет фестиваля во главе с В. И. Кузиным за состоявшийся праздник скрипичной музыки, всех участников концертов и их преподавателей и, конечно, всех слушателей, с неизменным постоянством наполнявших концертные залы нашей консерватории.

    А впереди – следующий фестиваль 2007 года, V Международный конкурс скрипачей, ожидающий нас в мае того же года… Финальный аккорд прозвучал, но, как сказал Борис Владимирович Робинсон, «любая потеря – начало приумножения».

    Маргарита Петрунина,
    студентка IV курса ТКФ НГК

     


    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев