Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : 50-летний юбилей консерватории №3, Октябрь 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    Музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства»

    Юбилеи

    Из истории международных связей НГК

    Воспоминания

    Поиск по сайту

     
     
    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства» - «Пегий пес, бегущий краем моря»
    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства»

    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства» представляет…

    «Пегий пес, бегущий краем моря» (два взгляда)

       Кириск глянул перед собой, протер глаза и обомлел. Прямо на него из-за темно-зеленой горбины моря выплывал Пегий пес. Пегий пес бежал навстречу! Великий Пегий пес!

       Берег был уже виден на краю моря серо-голубой гористой полосой. Но Пегий пес, белоухий и белопахий, вздымался выше всех сопок, и уже различима была кипящая кайма вечного прибоя у подножия Пегого пса. Уже слышеы были в воздухе голоса прибрежных чаек. Чайки первыми приметили его. А над сопкой витал голубой дымок угасающего на круче сигнального костра…

    Ч. Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря»

    Взгляд первый

       Уже второй раз новосибирская публика, посещающая Большой зал консерватории, переживает судьбу четырех несчастных нивхов-рыбаков, попавших в большую беду – кораблекрушение после урагана, а потом и густой туман при полном безветрии. Опера А. Смелкова «Пегий пес, бегущий краем моря» по одноименной повести Чингиза Айтматова вновь поразила своей необычайной экспрессией и драматичностью. И дело не только в предельной выразительности музыки, хотя в ней в первую очередь, а в целом комплексе средств, привнесенных в произведение певцами, режиссером, и даже атмосферой самого зала.

       Лично я слушала эту оперу совершенно по-разному в этот раз и два года назад. На разницу восприятия повлияло не что иное, как прочтение самой повести – первоисточника. Как известно, творчество классика мировой литературы XX века, нашего современника, при всей своей цельности и многогранности – от мифотворчества, через романтизм, реализм и модернизм к научной фантастике – есть не что иное, как голос, взыскующий к совести, голос вечных истин. Диалогичность взгляда Айтматова на порой обыденные события – со стороны и как бы изнутри – сопровождает любую его повесть или роман. Именно поэтому, главными героями его произведений становятся, как правило, люди традиционного мировосприятия, живущие по законам природы, соблюдающие все обычаи своего рода, живущие ради исполнения своего долга на земле, долга жизни. Такой замкнутый круг сюжетов писателя контрастом вписывается в современную, динамичную реальность, в результате чего они имеют огромную силу воздействия на читателя, что случилось и со мной.

       Слушая музыку Смелкова и при этом имея в личном багаже знание повести, хотелось до конца понять, что же дает прозе и ее пониманию «транскрипция» текста в виде оперы. Как известно, в оперном жанре властвует композитор, он автор нового произведения, в котором заключается его, композиторское ощущение первоисточника. И тут первая находка: «Пегий пес» совершенно не оперный текст, в нем нет сюжетных перипетий, позволяющих задействовать большое число певцов, нет разных сцен, разделив которые, режиссер бы использовал разные декорации. Это повесть-обряд, повесть-легенда, притча, не имеющая начала и конца, это и опера-ритуал, опера-заклинание. Ее узловые моменты – повествования легенд, ее сольные номера – заговоры и заклинания, ее речитативные фрагменты – озвучивание примет. Такая эпическая статика, сочетаясь с полным отсутствием движения сюжета, могла бы погубить произведение, но есть то, что заставляет с замиранием сердца слушать оперу, это тот самый драматический пласт музыкальной ткани, о котором шла речь выше.

       Находка вторая: Смелков сопровождает эпический слой содержания остро экспрессивными музыкальными средствами, в музыке выражая весь ужас ситуации. Так, оркестр, по большей части играющий алеаторический нотный текст, на протяжении всей оперы работает на сопоставлении контрастов – форте-пиано, медленно-быстро, соло-тутти. Весь этот спектр техники музыкотворчества XX века в то же время, ориентируется и на выработанные оперными мастерами прошлых веков приемы. Так, ярким, узнаваемым на слух становится лейтмотив заклинания Рыбы-женщины, представляющем собой декламационную попевку равными длительностями в пределах кварты. Периодически воспроизводимая солирующими инструментами (тромбон, валторна, контрабас), она так же присутствует и в вокальных мужских партиях (тенор, баритон, бас). Напоминая по своему мелодическому строению Секвенцию Dies irae , в партиях низких регистров, она приобретает черты грозного божественного языческого начала.

       Не чужды Смелкову и формы классической оперы. Представляя собой одноактную структуру, опера сквозного действия имеет некоторые, свойственные этому жанру, «остановки». Это сольные номера персонажей, звучащие непосредственно в самый драматический момент – готовности к смерти ради спасения жизни молодого соплеменника, это и ансамбли – «диалоги» при споре, либо же «согласия» при взаимной поддержке. Безусловно, одним из ярких номеров стало трио душ погибших, прозвучавшее так по-православному возвышенно и гармонично в среде мрачных музыкальных эпизодов (в чем заслуга и исполнителей: Андрей Исаков – Эмрайин, Евгений Козырев – Мылгун (солисты НГТОиБ), Андрей Блаховский – Орган (класс преподавателя профессора Лубяновской Н.И.)), что невольно выдавил слезу…

       Характеризуя качество исполнения певцов, отметим и еще одну оригинальную находку композитора. Партия Рыбы-женщины в исполнении Оксаны Чепурной (класс преподавателя Чаловой Ж.В.), есть абсолютно бестекстовое соло (У Айтматова этот персонаж своего рода – символ жизни, аллегорическая героиня), между тем широта его распевов требует большого мастерства от певицы.

       В целом, исполнительский состав этой постановки, существенно отличался от прежнего. То ли музыка отложилась в сознании, то ли другой профессиональный уровень, но студенты (большей частью) продемонстрировали себя и как артисты оперной сцены, в органичном сочетании с певческим талантом. Хочется выразить восхищение исполнительнице одной из главных ролей – Нине Тимирбаевой (Кириск) (класс преподавателя профессора Лубяновской Н.И.), все произведение находящейся на сцене, при этом участвуя почти в каждом вокальном и пантомимическом номере. Присутствие в спектакле Эльвиры Докулак (партия Матери) (класс преподавателя Чаловой Ж.В.) – не только создало аллюзию с этнической принадлежностью героев событий оперы, но и украсило очень красивым тембром звуковую ткань произведения.

    Присутствие в спектакле Эльвиры Докулак (партия Матери) (класс преподавателя 
		  Чаловой Ж.В.) – не только создало аллюзию с этнической принадлежностью героев событий оперы, но и украсило очень красивым 
		  тембром звуковую ткань произведения.

    Присутствие в спектакле Эльвиры Докулак (партия Матери) (класс преподавателя Чаловой Ж.В.) – не только создало аллюзию с этнической принадлежностью героев событий оперы, но и украсило очень красивым тембром звуковую ткань произведения.

       Нельзя не обойти и еще одного участника спектакля – режиссера Элеонору Титкову, заслуженного деятеля искусств
    России, профессора НГК. Черный фон декораций, свисающая на головы героев сеть-туман дополнялись воплощением на сцене
    зала колышущейся морской пучины в виде черного холста, вращаемого помощниками сцены. Такой антураж способствовал
    натурализации действия, подчеркивал эмоциональную составляющую трагедии, чего не всегда легко добиться в студенческом
    «камерном спектакле». Привнесение элементов обрядовых танцев на сцену так же не могло остаться не замеченным публикой
    (первый раз ярче всего мне запомнились именно эти выразительные движения артистов руками).

     

    наверх

     

    И, опять же очень органично выглядел номер трио Эмрайина, Мылгуна и Органа в сопровождении трех барабанов, находящихся как раз в руках самих исполнителей, при полном молчании оркестра. Чем не воплощение обрядового действа? Чем не прием двух оркестров – основного в яме и дополнительного на сцене? Чем не ориентация современной оперы на синтетического актера? Положительные ответы на эти вопросы еще раз подчеркивают колоссальную художественную значимость представленного произведения и высокое мастерство участников постановки.

    Два оркестра – 
		  основнй в яме и дополнительный на сцене

    Два оркестра – основнй в яме и дополнительный на сцене

       Кстати, немалую долю художественной составляющей принес и симфонический оркестр студентов консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора НГК Владимира Коваленко. Без малых недочетов в исполнении, характер музыки был передан предельно точно, детализировано, что свойственно вообще студентам исполнительских факультетов нашего ВУЗа. Фото

    Немалую долю художественной 
		  составляющей принес и симфонический оркестр студентов консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств 
		  России, профессора НГК Владимира Коваленко

    Немалую долю художественной составляющей принес и симфонический оркестр студентов консерватории под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора НГК Владимира Коваленко

       Итак, сравнивая постановки между собой – эту, состоявшуюся 25 мая 2006г. в рамках международного музыкального фестиваля «Шедевры мирового искусства», и прозвучавшую в 2004 году, замечу, что музыка обладает поистине магической силой. Прослушивание одного произведения несколько раз открывает перед человеком новые грани. То, что не возымело отклика в его душе в первый раз, огромной силой впечатлит в последующий (что и подвигло автора этой статьи к ее написанию). Слушатель меняется по мере расширения его кругозора, роста его профессионального уровня, изменения взглядов, а художественное произведение, как тот Пегий пес, что виден в разную погоду по-разному, с различного от него расстояния - по-новому, в разном настроении - в необычном виде. Но всегда он - один и тот же маяк в плавании по безграничному океану искусства, вечно живущий в нашей памяти таким, каким мы его хотим помнить.

    Элеонора Байгудина , студентка IV курса ТКФ НГК

    Взгляд второй

       Этот спектакль по опере А. Смелкова неоднократно ставился в Большом зале НГК силами студентов вокального и других исполнительских факультетов.

       Каждая подобная постановка является отчетом студентов-вокалистов о проделанной работе по предмету «Оперная подготовка», в курсе которого они работают над артистичностью, актерским мастерством, вживаются в образ своих героев. Насколько близок исполнителю его герой, насколько глубоко удалось молодому артисту прочувствовать свой персонаж видно с его первого появления на сцене…

       Очередная постановка собрала полный зал слушателей. Ожидания пришедших оправдались. Студенческий оркестр звучал очень собранно и цельно. Дирижировал заслуженный деятель искусств России, профессор НГК Владимир Коваленко.

       Опера длится приблизительно полтора часа без антракта. Открывает и завершает спектакль чтец, в прологе рассказывающий историю о мальчике, родившемся в семье рыбака, который однажды вместе со своим отцом, дядей и дедушкой отправился в море ловить рыбу-женщину, а на берегу остались их ждать его мать и девочка. Это трагическая история о том, как закончилась вода (а жажда страшнее смерти) и один за другим умирают - сначала дедушка, потом дядя и, последний, отец. Последние капли чудесного напитка — воды - взрослые отдавали ребенку… Мальчик остался один. Но, наконец, он увидел рыбу-женщину и жертвы его родных, заботившихся о его спасении, оказались не напрасны.

    Открывает и завершает спектакль чтец, в прологе рассказывающий историю о мальчике, родившемся в семье рыбака, который однажды вместе со своим отцом, дядей и дедушкой отправился в море ловить рыбу-женщину, а на берегу остались их ждать его мать и девочка...

    Открывает и завершает спектакль чтец, в прологе рассказывающий историю о мальчике, родившемся в семье рыбака, который однажды вместе со своим отцом, дядей и дедушкой отправился в море ловить рыбу-женщину, а на берегу остались их ждать его мать и девочка...

       Режиссерские находки Заслуженного деятеля искусств России, профессора Э.И. Титковой обратили на себя внимание. Образ моря, забирающего жизни, был показан при помощи черного полотна, которое приводили в движение две фигуры, одетые в черное. Их движения были пластичны и близки гибким волновым колебаниям моря. Остинатное трио «Где ты плаваешь, рыба-женщина» было поддержано остинатным движением каждого из его участников, что усиливало музыкальный эффект. Нецензурность текста в отдельных репликах героя, вызвала улыбку на лицах слушателей. Очевидно, автор текста ввел ее для усиления образа дяди, исполненного Андреем Исаковым.

       Все исполнители-студенты прониклись состоянием этой трагедийной истории. Исполнительница роли Рыбы-женщины - Оксана Чепурная - была великолепна. Ее голос звучал как парящая, легкая птица в голубой синеве небес. Отмечу, что все участники спектакля являются обладателями хороших сильных голосов, особенно Нина Тимирбаева, Евгений Козырев и Эльвира Докулак, они артистически подготовленные и любящие свое дело музыканты.

    Все участники спектакля являются обладателями хороших сильных голосов, особенно Нина Тимирбаева, Евгений Козырев и Эльвира Докулак, они артистически подготовленные и любящие свое дело музыканты

    Все участники спектакля являются обладателями хороших сильных голосов, особенно Нина Тимирбаева, Евгений Козырев и Эльвира Докулак, они артистически подготовленные и любящие свое дело музыканты

       Слушатели были благодарны и не скупы на аплодисменты, исполнители в целом остались довольны своей игрой. Правда, в процессе общения после спектакля каждый из них успел себя покритиковать, только кто-то серьезно, а кто-то с долей иронии. Стоит надеяться, что их труды комиссия отметила самым высоким баллом. И конечно, хочется пожелать всем исполнителям успехов и творческих достижений.

    Анна Мельникова , студентка IV курса ТКФ НГК

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев