В Новосибирской Государственной Консерватории интенсивно идет процесс кадрового омоложения. Молодые педагоги занимаются не только педагогикой, но и наукой наравне с маститыми мастерами. Мы обратились с вопросами к молодому педагогу, научному руководителю и просто замечательному человеку, Жанне Алийевне Лавелиной:
– Жанна Алийевна, как начинался ваш путь, что сподвигло вас стать музыкантом?
– Путь музыканта начинался, как и у многих, в шесть лет, поэтому вопрос о том, что подвигло заниматься музыкой, лучше адресовать моей маме. Если же вспоминать уже осознанный школьный возраст, в котором многие дети без особого сожаления прощаются с музыкой, то меня такие мысли не посещали (если только мимолетно и не всерьез). Помимо основных предметов я увлекалась композицией, имея определенные успехи. Уникальна сама музыкальная школа, в которой я училась. ДМШ №10 г.Прокопьевска в прямом смысле можно назвать храмом музыки: это великолепный дворец с колоннами, с прекрасным концертным залом. Поняла я это, конечно, гораздо позже (насколько я знаю, по своей архитектуре и предназначению – это единственное в России здание), думая, наверное, в детстве, что все музыкальные школы таковы. Главным же стимулом музыкальных занятий не только в школе, но и в училище, и в консерватории были замечательные педагоги. Я их всех помню, всем искренне благодарна.
– С чего началась ваша педагогическая деятельность? Был ли у вас определенный момент, когда вы действительно поняли, что ваше призвание – быть педагогом?
– Педагогическая деятельность началась на четвертом курсе консерватории в одной из музыкальных школ Новосибирска. Так сложилось, что никакого подобного момента у меня не было, мне всегда нравилась моя профессия. С учениками любых возрастов (от дошкольного до студенческого) мне всегда было интересно и увлекательно.
– Не могли бы вы как-то сформулировать собственные педагогические принципы?
– Стараюсь в студентах (не только на индивидуальных, но и на групповых занятиях) видеть личность, проявляя максимум уважения к каждому. Ведь донести информацию может и робот, а вот будет ли она воспринята при отсутствии взаимодействия и понимания между учителем и учеником, это вопрос. И главное, не важно – кто ты: доцент, профессор или старший преподаватель, прежде всего, надо оставаться человеком.
– В 2005 году Вы защитили кандидатскую диссертацию «Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов Иоганнеса Брамса», выполненную на кафедре теории музыки НГК под руководством профессора, доктора искусствоведения К.М. Курлени. Как определился выбор этой темы?
– Уже тема моего диплома была связана с творчеством И. Брамса, интерес к которому возник при написании курсовой работы по истории зарубежной музыки на втором курсе. А если быть еще точнее, то проникновенные фортепианные опусы (а также вокальные и переложения симфонических)этого композитора, начиная со времен обучения в музыкальном училище и далее в консерватории, неизменно входили в мой фортепианный репертуар.Поэтому, можно сказать, что поводом обращения к этой теме стали личные музыкально-художественные предпочтения.
– Какова сейчас сфера ваших научно-профессиональных интересов? Что является объектом вашего внимания?
– Сейчас мои профессиональные интересы связаны не только с наследием немецкого романтика, но и с творчеством современных нам композиторов.
– Можете ли вы назвать самые яркие впечатления от прослушанной музыки, которые остались у вас на долгие годы?
– Эти впечатления настолько часто обновляются, что трудно говорить о каком-то одном, как наиболее ярком. Но, пожалуй, до сих пор в памяти (а было это на первом курсе консерватории), как мой любимый человек показал свою недавно сочиненную композицию под названием «Cosmo Picnic», которая впоследствии приобрела невероятную популярность,сохраняя таковую, и по сей день. И, конечно же, яркими и волнительными остаются впечатления от прослушивания посвященного лично мне сочинения.
– Меня и моих коллег – молодых музыковедов интересует, какие проблемы в отечественном музыкознании в настоящее время вы считаете актуальными и возбуждающими интерес?
– Считаю, что любая проблема в музыкознании (впрочем, и не только в музыкознании) может быть актуальной при стечении определенных обстоятельств: талантливый исследователь, новый ракурс в рассмотрении той или иной темы, удачно сложившийся контекст.
– Как вы оцениваете состояние современного отечественного музыкознания сегодня?
– В современной ситуации вседоступности практически любой информации отечественное музыкознание может только интенсивно развиваться, что и происходит в настоящее время. Это подтверждается большим количеством исследовательских трудов различного профиля, научных конференций, на которых выступают не только маститые ученые, но и их молодые последователи – студенты, аспиранты.
– Если говорить о тенденциях в области развития современного музыкального языка, то, по вашему мнению, что превалирует – усложнение или упрощение?
– При поразительной многоликости современного искусства, в том числе и музыкального, невозможно говорить о превалировании какой-то тенденции. Даже в творчестве одного композитора могут сочетаться и авангардные, и ретроспективные проявления. Поэтому, говоря о современном музыкальном языке, нужно учитывать его полипараметровость.
– С чем связано решение вовлечь вашу дочь в процесс музыкального обучения? Несмотря на свой ещё совсем юный возраст, Кристина уже принимала участие в концертах Музыкального Колледжа новосибирской консерватории. С чем связан выбор инструмента?
– Вовлечение дочери в музыкальное обучение нельзя назвать решением, это для нас было так же естественно, как то, что все дети учатся читать, писать и т.д. Трудно себе представить, что дочь двух музыкантов была бы далека от этого искусства, тем более, что уже в раннем возрасте было видно, что музыкально ребенок одарен. В три года она начала заниматься на блок-флейте, в четыре – на фортепиано, в пять – на скрипке. Выбор именно скрипки связан с продолжением династии: бабушка Кристины В.Г. Рунова – Заслуженная артистка России, концертмейстер группы альтов Омского симфонического оркестра.
– Можете ли вы сказать, что в профессиональной сфере обрели именно то, чего вам хотелось?
– Если имеется в виду тот комплекс дисциплин, который я преподаю – сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, специальный класс, то можно говорить о полном совпадении с моими личными пристрастиями. Эти предметы всегда были особо любимыми на всех этапах моего музыкального образования.
– Ваши пожелания начинающим студентам-музыковедам в достижении высот на профессиональном уровне?
– Пожелание может быть только одно: использовать годы учебы в консерватории по назначению. А именно: учиться в полную силу, ставить цели и непременно их добиваться, но при этом не забывать, что кроме библиотеки НГК в мире так много интересного и удивительного!
|