Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Центр регионального исполнительства" №12, Июль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора










    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_12/?page=search

     
    "Из дальних странствий воротясь…":

    Хващевская Н.

    "КИНОМУЛЬТИДИРИЖЕР. Интервью-беседа"

    Хващевская Наталья

    студентка IV курса ТКФ

     


        Сергей Иванович Скрипка – имя известное в нашей стране по многим работам в кинокартинах. Под управлением этого дирижёра музыка в них исполнялась Государственным оркестром кинематографии. Среди десятков фильмов можно назвать такие знаменитые картины, как: «Гараж», «Вокзал для двоих», «Формула любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». Но особенно интересной для меня является работа Сергея Ивановича в мультипликации. Вооружившись вопросами, я отправилась на улицу с поэтичным названием – Сретенка, где происходит «таинство» создания киномузыки. Кроме зала репетитория и кабинетов администрации в небольшом здании оркестра находится также нотная библиотека, хранящая более девяти тысяч редких партитур. За просмотром этих бумажных «реликвий» и началась эта увлекательная беседа.

    Н.Х.: Сергей Иванович, вам довелось исполнять музыку не только к фильмам, но и к мультикам. Скажите, пожалуйста: использовались ли в работе над музыкой мультфильмов какие-либо дополнительные необычные инструменты или тембры?

    С.С.: Если это необходимо, то используется синтезатор в дополнение к оркестру. А на синтезаторе, сами понимаете, можно любые необычные и даже фантастические звуки извлечь. Поэтому сейчас с этим проблем нет. Что касается инструментов оркестра, то в арсенале любого музыканта-исполнителя есть специфические приёмы игры для достижения того или иного художественно-изобразительного эффекта.

    Н.Х.: То есть в основном используются классические приёмы звукоподражания?

    С.С.: Да, уже ставшие довольно типичными и в музыке для экрана, да и для любой другой, скажем, программной музыки такие приёмы как глиссандо, тремоло, «смех» саксофона, «ржание» трубы. Вот, например, в фильме «Красная шапочка» Рыбникова мы применяли такой инструмент как расческа. Также звучание дополняется шумами из специальной фонотеки. В мультфильме для создания непосредственного, юмористического эффекта известен приём изменения скорости звучания – ускорение записи мы слышим в «Винни-пухе».

    Н.Х.: Понятно. А в каких случаях может использоваться не весь состав оркестра, а лишь группа, ансамбль или солирующий инструмент?

    С.С.: Чаще всего как раз и используется ансамбль, а не весь оркестр. Либо группа инструментов. Очень часто – наверное, почти всегда – композитором выбирается струнная группа.

    Н.Х.: Я познакомилась в интернет-ресурсах с записью концерта филармонического абонемента Москвы. На нем оркестр под вашим управлением исполнил музыку Александра Зацепина из мультфильма «Тайна третьей планеты». Мой следующий вопрос связан с впечатлениями от этого знакомства: насколько востребована музыка мультипликации на концертной эстраде?

    С.С.: Кроме «Тайны третьей планеты» на этом концерте звучала музыка из мультфильма «Ну, погоди!» и многая другая. Это говорит о том, что конечно мультипликационная музыка востребована, она исполняется, её слушают, ходят на концерты. Вот сейчас мною готовится на 20 мая в зале Чайковского концертная программа «Маленькие шедевры», режиссером которого является Сергей Капков. Вам о чем-нибудь говорит это имя?

    Н.Х.: Да. Я знаю его как автора «Энциклопедии отечественной мультипликации» и документального сериала об анимации «Фабрика чудес».

    С.С.: Сергей Капков вообще очень активный деятель в области анимации, неравнодушный к этому человек. Благодаря таким людям сейчас и осуществляются организации подобных концертов.

    Н.Х.: Сергей Иванович, чтобы подготовить концертную программу требуется время. А в какой период времени проходит подготовка оркестрантов для записи музыки непосредственно к мультфильму на студии?

    С.С.: Никакой подготовки нет. Мы играем партитуру всего два раза – первый и последний. Делаем музыку за 30-15 минут, затем она кроится… Но в мультипликации это происходит редко – в основном исполнение записывается целиком.

    Н.Х.: А возможна ли компьютерная ретушь записи оркестра для последующего включения в мультфильм?

    С.С.: На студии производится многоканальная запись. Раньше использовалась широкая магнитная пленка на 8 каналов. Сейчас 24канальная компьютерная студийная запись. Она проходит этапами: сначала отдельно записывается ритм, потом медь, струнные, голоса, шумы, эффекты и так далее. После этого все собирается на пульте сведения. Выстраиваются дорожки на мониторе и с помощью программ что-то корректируется – возможно выпрямить звук, подтянуть, например в программе «аквалайзер».

    Н.Х.: А сейчас позвольте такой немного интригующий вопрос: в беседе на видеопередаче (в интернет-ресурсах) вы говорили о том, что в некоторых случаях вы сами оркеструете тему композитора для кинофильма. Случалось ли это в музыке для мультфильма?

    С.С.: Нет, нет – это происходит крайне редко в фильмах, а уж в мультфильмах тем более. Композитор сам приносит всю партитуру.

    Н.Х.: Раз уж мы говорим о кино и мультфильмах, то скажите, пожалуйста: какая, на ваш взгляд, музыка ярче, выразительней и интересней – мультипликационная или кинематографическая?

    С.С.: Ну, это, я считаю, вообще не корректный вопрос. Судить где ярче, где лучше я не могу – всё зависит от таланта композитора. Единственное что можно заметить, чем отличается мультипликационная музыка от других – это тем, что она более выпуклая, более образная, зримая что ли. В этой музыке все время происходит действие. И она очень концентрированная.

    Н.Х.: Мультипликационный режиссер и постановщик Федор Хитрук назвал мультфильм особым видом искусства, а не жанром или видом кинематографии. Вы согласны?

    С.С.: Хитрук имеет право так сказать – у него своя «колокольня». Каждый считает по-своему, я думаю это не принципиально.

    Н.Х.: Вернемся к процессу создания музыки к мультфильму. Вот интересно – должен ли дирижер перед началом работы точно знать сюжет, образ персонажей?

    С.С.: Этого не знает и сам режиссер. Все делается последним этапом. Здесь проявляется мобильность и находчивость композитора, который срочно пишет музыку. Очень редко все видно и понятно сразу – чаще это вырисовывается в итоге работы. Сначала записывается музыка – хотя бы кусок (что очень редко). Это, как правило. Но в нем же есть и исключения, – «Вреднюги» Дашкевича, например.

    Н.Х.: Может ли дирижер своим исполнительским видением, своей интерпретацией изменить образ персонажа, концепцию мультфильма?

    С.С.: Ну как изменить? Вот принесли партитуру – нужно записывать. Режиссер может объяснить – чаще всего и этого нет – что здесь номер называется «Погоня», записать который нужно за 21 секунду. Потому что если запишешь 22 секунды, то художникам придется рисовать еще 24 кадра! Понимаете, как бы оркестр не исполнил – погоня она и есть погоня, и ничего другого не придумаешь.

    Н.Х.: Да…все заложено в характере самого действия в мультфильме. В достижении звучности этого действия композитор может использовать любые жанры, стили и формы. Каков, по-вашему, универсальный подход в ее исполнении, если он возможен?

    С.С.: Как вам сказать? Понимаете – в оркестре сидят профессионалы и им не нужно объяснять, как играть. Другое дело, когда я могу где-то подсказать оркестранту прием, где нужно «киксануть», неправильно звук издать на трубе, например. Кроме того, режиссеры ведь обычно маломузыкальные люди, и, если им сыграть клавирный вариант – они ничего не поймут, им нужен звучащий оркестр. Получается, что режиссер предстает своего рода коррективом, а дирижер – переводчиком для музыкантов того, чего хотел режиссер.

    Н.Х.: В заключении хочется узнать ваше мнение – все-таки музыка в мультфильме сугубо прикладная?

    С.С.: Если, как я уже говорил, готовятся и играются концерты – то, значит, не чисто прикладная. Музыка настолько является самодостаточной, что обретает самостоятельную жизнь. И обратно – невозможно себе представить мультфильм «Маугли» без музыки Губайдулиной с ее замечательным номером «Танец змеи». То же относится и к «Винни-пуху». А мультфильм «Каникулы в Простоквашино»? Это вообще, я считаю, самая удачная работа. Я горжусь очень этой музыкой, ее исполнением. Помню как режиссер мультфильма «Жила-была курица» после прослушивания музыки сказал: «Да… мне бы теперь соответствовать зрительно и драматургически тому, что я услышал!». Из новых работ такого рода можно назвать такие, как «Чуча 2», «Мечта-лягушка».

    Поблагодарив за встречу, я отправилась домой с наполнявшими меня впечатлениями и мыслями. Москва – столица, где шум является постоянным «музыкальным произведением», где суета ежедневных движений на дорогах повторяет основное «ритмическое остинато», где метро «поедает» людей и, за ненадобностью, «выплёвывает» обратно… Но именно в этом городе всё ещё можно встретить интересных людей, не спеша и с вниманием занятых своим делом. Их творческое горение гарантирует культурное «прибежище» российской интеллигенции, любителям филармонических концертов и театральных постановок. Благодаря деятельности таких талантливых профессионалов, как Сергей Иванович Скрипка отечественные меломаны любят наигрывать на гитаре музыку из фильма или тихо напевают ребёнку перед сном «Колыбельную медведицы»…

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки