Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера: "Центр регионального исполнительства" №12, Июль 2011 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора










    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_12/?page=search

     
    Концерты:

    Медведев Д.

    "Творческое содружество Сергея Тосина и Геннадия Чернички продолжается"

    Медведев Дмитрий

    аспирант НГК

     


        Авторский концерт композитора, ученого-кампанолога и педагога Новосибирской консерватории С.Г. Тосина, состоявшийся в марте этого года, стал ярким событием в музыкальной жизни Новосибирска. Его программу составили самые, пожалуй, значительные произведения автора – два баянных концерта. Сольная партия этих сочинений была исполнена Заслуженным артистом России, профессором Г.П. Черничкой.

        С. Тосина и Г. Черничку связывают давние дружеские отношения, плодотворно сказывающиеся в области академической музыки для баяна. С конца 1980-х гг. по инициативе баяниста композитор создаёт ряд необычных и интересных произведений для баяна-solo («Quaternion» – 1987 г., «Apokrif» – 1988 г., «Plagioclasis» – 1990 г.), а также с участием инструмента в камерном ансамбле («Musica da camera» – 1991 г., «Musica da camera №2» – 1999 г.).

        Название Концерта-симфонии «Aescis», написанного в 2000 году, автор поясняет в партитуре: «AESCIS («Аэсцис») – зашифрованное посредством буквенного обозначения музыкальных тонов число “2000” (2000-летие христианства), где от “d” по 12-тоновой шкале вверх: “es” – 2 (два 1000-летия), “cis” – 12 (христианское сакральное число), “а” – 2000 (количество лет от Рождества Христова)». Звуковысотный шифр, словно своеобразная серия, является основой произведения. Он «работает» на всех микро- и макроуровнях – интонационном, гармоническом, полифоническом, тональном… Вынесенный автором в заглавие, он стал своеобразной программой сочинения. Программными являются все четыре части цикла: I – Ante Christum (До христианской эры), II – Dum spiro, spero (Пока дышу, надеюсь), III – Dies irae (День гнева), IV – Sub specie aeternitatis (C точки зрения вечности).

        Концерт для баяна и струнного оркестра «Arcangelo», по словам С. Тосина, пожалуй, его самое многострадальное (в плане процесса сочинения) произведение. Осенью 1993 года была написана II часть цикла, этой же осенью по некоторым обстоятельствам работа над концертом была остановлена. Написанную же музыку автор обозначил отдельным опусом под заголовком «Ave, Maria». С 1996 года эту пьесу стал регулярно включать в концерты Г. Черничка, сделав по собственной инициативе переложение для баяна-solo. Позже данный опус неоднократно звучал в других инструментальных тембрах, а именно, кларнета и струнного оркестра, кларнета и органа, органа-solo.

        К идее баянного концерта композитор вернулся лишь через девять лет, и в конце 2002 года произведение было завершено. Название «Arcangelo» - ключ к пониманию замысла и содержания сочинения. Концерт озаглавлен именем великого композитора А. Корелли. Сергей Геннадьевич всегда восхищался творениями великих мастеров XVII-XVIII вв. – Вивальди, Генделя, Баха, Скарлатти и др., но к музыке Корелли он питает особенные чувства. Обратившись к пласту старинной музыки, С. Тосин избрал два художественно-эстетических ориентира. Первый: написать современную музыку, не только по языку, но и в содержательном плане. Второй: придерживаться правил, по которым «играли» композиторы 300 лет назад. Эти, казалось бы, антагонистичные ориентиры вполне органично соединились и взаимодополнили друг друга.

        Прозвучавший в первом отделении концерт «Arcangelo» был исполнен баянистом со струнной группой симфонического оркестра НГК (академии) им. М. Глинки, дирижёр М. Конарев. Концерт-симфония «Aescis», исполнялся солистом во втором отделении в сопровождении студенческого оркестра народных инструментов под управлением Ю. Миловановой.

        В обоих произведениях партия солирующего инструмента получила прекрасное воплощение! Г. Черничка – исполнитель с огромнейшим опытом, владеющий практически всеми музыкальными стилями. Кроме того, являясь единомышленником и творческим соратником С. Тосина, он, как никто другой, глубоко понимает идеи, заложенные в этих полотнах. Сочинения, написанные сложным для восприятия современным музыкальным языком, весьма не просты и в техническом плане. В каждом концерте имеются фрагменты, требующие от исполнителя высочайшего уровня владения инструментом, виртуозной техники и особого подхода к звуковой выразительности. Геннадий Павлович как нельзя лучше справился с поставленными композитором художественно-эстетическими и техническими задачами.

        «Аescis» – произведение весьма эффектное, состав оркестра представлен в изобилии разнообразных тембров: это, в частности, домры, балалайки, флейта, фортепиано и многочисленные ударные инструменты. Музыка концерта-симфонии с первых же аккордов заставляет насторожиться в ожидании звуковых событий, она словно сама собой концентрирует внимание слушателя. В партитуре композитор применил множество оригинальных современных приёмов звукоизвлечения – это кластеры, игра за подставкой на струнных, хлопки по корпусу, шипение и другие. Они в определённой степени влияют на интерес слушателя. Четвёртая часть написана в алеаторической технике, требующей от дирижёра соавторства. От её необычной звуковой ауры захватывает дух!

        Особой похвалой стоит отметить работу дирижёра Ю. Миловановой. Оркестр под её руководством звучал с солистом очень органично. Она отлично справилась со своей задачей и весьма достойно преодолевала все партитурные сложности, требующие тщательного и ответственного подхода. Большого внимания и отличной оценки заслуживают исполнители на ударных инструментах. Особенно хочется выделить А. Битюцких. Андрей по специальности баянист, но в оркестре он показал себя прекрасным литавристом. Единственным минусом, пожалуй, было формально и «невзрачно» прозвучавшее соло балалайки примы в первой части Концерта-симфонии.

        «Arcangelo» – произведение довольно сложное для восприятия, но после нескольких прослушиваний можно обнаружить немало интересных деталей как в применяемых композитором технических приемах, так и в самом звучании музыки. Работа дирижёра М. Конарева заслуживает высокой оценки. Его жесты смотрятся эффектно и убедительно. В целом произведение было показано им интересно и многогранно. Очень проникновенно прозвучало соло первой скрипки в III части, исполненное О. Михайловой. Думается, что её игра проникла в сердца многих слушателей, присутствовавших в зале.

        Итак, концерт состоялся. Для союза двух знаковых фигур музыкальной сибириады – С. Тосина и Г. Чернички – это своего рода вершина. Убежден, что ни один из пришедших на концерт в Большой зал Новосибирской консерватории поклонников этого творческого содружества не остался равнодушным к прозвучавшим произведениям и, конечно же, получил много интересных музыкальных впечатлений.

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2011 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки