Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Профессиональный музыкант в современном мире" №2 (31), Апрель 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_31/?page=search

     
    Наши гости

    Климчук А.

    «С «Love» из Греции»

    Климчук Анастасия

    студентка III курса ТКФ

     


    Тёплый апрельский вечер пятницы, замечательная компания и культурный отдых – что может быть приятнее? Вдвойне приятно, если в этот вечер в Новосибирске состоялась российская премьера в рамках III Транссибирского Арт-Фестиваля 2016! Немой кинофильм Эдмунда Гундинга «Love», снятый по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина» с Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом в главных ролях был показан в сопровождении живого звучания музыки, написанной нашей современницей – композитором Афродитой Райкопулу – и посвящённой солировавшему в произведении знаменитому Вадиму Репину. Проходила премьера под управлением Франка Штробеля – немецкого дирижёра, мирового специалиста по соединению кино и живой музыки.

    Сказать, что подобное мероприятие произвело впечатление на слушателей – это ничего не сказать! Сочетание замечательного образца немого кинематографа 1920-х годов, тонкой и выразительной игры актёров и музыки, передающей все эмоции немого исполнения, породило потрясающее произведение искусства, гораздо большее, чем сам фильм или сама музыка в отдельности. Этот сплав киноряда и музыки, не прекращающей звучать ни на минуту, заставил зрителей (или все же слушателей?) не просто сопереживать судьбе главных героев, история которых, кстати, имеет счастливый финал. Вся аудитория всецело погрузилась в атмосферу произведения: каждый из нас не только видел, но и слышал драматургию развёртывания сюжета, проживал каждую эмоцию в себе и по-своему.

    По окончании представления зрителям явно не хотелось расходиться, расставаться с неповторимой атмосферой, царившей в зале, возвращаться в обыденность. В эту красивую, утончённую и чувственную историю невозможно было не влюбиться (хотя это субъективное мнение автора статьи)! И дело не столько в фильме, очень качественном и стильном. Дело в том впечатлении, какое производил фильм именно в сочетании с музыкой Афродиты Райкопулу, в том, какую магию привносили звуки ее партитуры в знакомую всем историю.

    На следующий день, 16 апреля, нам посчастливилось продлить удовольствие от произведения и лично пообщаться с композитором Афродитой Райкопулу и главным редактором Транссибирского Арт-Фестиваля Маркусом Вилером, который стал незаменимым переводчиком и комментатором слов композитора. Творческая встреча, состоявшаяся в конференц-зале Новосибирской консерватории, проходила в неформальной обстановке, где было место и дружеской беседе, и ответам на интересующие аудиторию вопросы, полезным советам студентам-композиторам и фотосессии со всеми участниками творческой встречи.

    Афродита РайкопулуСама Афродита Райкопулу – гречанка по происхождению, получившая музыкальное образование в Лондоне в Королевской академии музыки как пианистка и композитор. Написание саундтрека к фильму 1927 года «Love» явилось уже второй её работой в подобном жанре, первой стало написание музыки к «Фаусту» – немому фильму 1926 года Фридриха Вильгельма Мурнау. По словам Афродиты, работа с черно-белым кино была её мечтой, которую ей удалось воплотить в реальность.

    Композитор поделилась с аудиторией процессом работы над произведением подобного жанра. По её словам, первый раз фильм она смотрит без музыки, от начала до конца, «с открытым сердцем». Это способствует возникновению общей идеи и формированию тем – любви, вражды, нежности: таким образом, обрисовывается некая «географическая карта», общая структура музыки. Так как фильм немой, то музыка должна звучать постоянно, следовательно, выстраивается полная партитура, органичная и единая. Главное, создать центральные музыкальные темы и затем найти им место в фильме. Стиль этой музыки Афродита определяет как «почти классический», и хотя все зависит от тематики фильма, того настроения и чувств, которые требуется выразить, музыка должна быть «тональной и мелодичной». Например, «чистая» музыка для концерта была бы другой, более современной по звучанию.

    Вдохновение для создания данного произведения композитор получала от музыки старых фильмов, хотя композиторы – кумиры Афродиты, работающие в кинематографе – Эннио Морриконе, Джон Уильямс, Нино Рота, – более современны по стилю.

    Аудитория задавала Афродите Райкопулу много интересных вопросов, касающихся её творчества и конкретно музыки «Love»:

    Зал: Как определить аккомпанемент оркестра немому фильму – это современная мода или новый жанр?

    Афродита Райкопулу: Конечно, это не мода в смысле временного явления. На Западе данный жанр возрождают. Это совершенно другое, живое переживание, когда фильм и музыка рождаются в настоящий момент. Это более сильное эмоциональное впечатление и на подобные концерты ходит очень много слушателей, гораздо больше, чем на концерты классической музыки.

    З.: Не беспокоит ли автора, что ее работа становится фоном, ведь внимание зрителей распределяется 50 на 50% между фильмом и музыкой?

    А.Р.: Нет. Наоборот, мне кажется, что это взаимообмен, обогащение жанров между собой.

    З.: Чем был обусловлен выбор именно такой концовки фильма? По ощущениям музыка вела к совершенно другому исходу.

    А.Р.: Предложение данного фильма исходило от Warner Brothers Production. Насчёт данной концовки: это ведь не «Анна Каренина», это – «Любовь» по мотивам романа. Было принято решение взять непривычную концовку, но мне хотелось концовку, как в романе: мне не нравится беззаботная любовь, чувства должны быть более реальными, меланхоличными. Поэтому, действительно, в музыке отражается скорее моё личное ощущение подлинной истории романа, приверженность к трагическому финалу.

    З.: В фильме Эйзенштейна-Прокофьева «Александр Невский» музыка покадрово передаёт немое изображение. Старались ли Вы передать общий эмоциональный фон сюжета или в Вашей музыке присутствует иллюстративность, детализация?

    А.Р.: «Александр Невский» – шедевр для меня, его трудно превзойти. Но все же хочется избегать иллюстративности, ведь пока воспринимаешь отдельный момент, отвлекаешься от общего эмоционального состояния, а хочется сохранить его последовательность. Хотя, разумеется, иллюстративные моменты – колокольный звон в момент удара в колокол на экране, например, – должны быть, иначе было бы ощущение неправдоподобности.

    З.: Использовался ли в музыке принцип монотематизма?

    А.Р.: Тем в музыке много, но вы правы: склонность к монотематизму есть. Это необходимо: для узнаваемости темы в фильме нужно провести ее неоднократно, для большей чёткости образа у слушателей.

    З.: Как происходит у Вас работа с драматургией в музыке?

    А.Р.: Как и в драматической пьесе, все этапы развития есть и в музыке. Фильм уже даёт драматургическое развитие, соответственно драматургия музыки совпадает с фильмом.

    З.: Что Вас вдохновляет на написание музыки помимо черно-белого кино?

    А.Р.: Страсть выразить что-либо, которая находится в душе, всегда является вдохновением для создания музыки.

    З.: Будет ли издаваться фильм с Вашей музыкой в записи или услышать Ваше произведение снова возможно будет только в живом исполнении?

    А.Р.: К сожалению, для записи фильма требуется его реставрация – сейчас мы ведем переговоры о необходимости этого. Поэтому трудно сказать наверняка, будет ли он издан на DVD. А следующий проект, над которым уже ведётся работа, мы планируем выпустить в записи.

    З.: Но ведь выпуск фильма с музыкой на DVD разрушает саму суть этого жанра?

    А.Р.: Да, возможно. Но этого хотят слушатели, это необходимо людям.

    З.: Кто ваш любимый композитор?

    А.Р.: Так много любимых композиторов… Разумеется, Бах. Ещё Скрябин, особенно его 1-й фортепианный концерт. Конечно, Рахманинов – его 2-й фортепианный концерт всегда казался мне каким-то космическим, не из этого мира. Ещё Рихард Штраус… Но Рахманинов – любимый на все времена!

    После такой активной беседы прошёл мастер-класс со студентами- композиторами Новосибирской консерватории. Афродита Райкопулу была очень впечатлена и приятно удивлена работами Антона Ванчугова, Марка Назарова и Екатерины Ивановой. В конце она поделилась советами, которые могли пригодиться не только начинающим композиторам, но и всем нам – молодым музыкантам. И нельзя не согласиться со словами Афродиты, что работать в искусстве очень трудно, поэтому необходимы страсть, любовь и энтузиазм к своему делу.

    Заканчивалась встреча дружеской фотосессией и сердечными объятиями гостей и студентов. Несомненно, это событие останется в памяти и сердцах всех его участников.

    фото miraman.ru

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки