Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Конкурс юных скрипачей" №3 (32), Июль 2016 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_32/?page=search

     
    Конкурсы

    Ванчугов А.

    «А. Е. Шустин: впечатления и размышления о VIII Международном конкурсе юных скрипачей»

    Ванчугов Антон

    студент III курса ТКФ

     


    Александр Ефимович ШУСТИНСедьмого мая, в перерыве между прослушиваниями второго тура старшей группы VIII Международного конкурса юных скрипачей нам представилась возможность побеседовать с членом жюри конкурса, Александром Ефимовичем Шустиным, заслуженным артистом России, профессором кафедры скрипки и альта Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

    Антон Ванчугов: Александр Ефимович, Вы уже много раз посещали конкурсы в Новосибирске, в частности Международные конкурсы юных скрипачей. Скажите, пожалуйста, насколько для Вас важен и какую роль в современно творческой жизни играет VIII Международный конкурс юных скрипачей?

    Александр Шустин: Я третий раз имею честь быть членом жюри этого конкурса и каждый раз с громадным удовольствием приезжаю в Новосибирск, потому что конкурс, именно этот конкурс юных скрипачей собирает очень большое количество талантливых детей, юношей и девушек с очень многих стран. В этом году состав участников, если говорить о разных странах, очень широк и уровень, в целом, очень высокий. Особенно, что приятно отметить, высочайший, на мой взгляд, уровень у скрипачей в старшей группе. Участники младшей группы тоже замечательно играют, за небольшим исключением. Достаточно хорошо и интересно. Хочу сказать, что Новосибирск, имея такой конкурс у себя в консерватории, безусловно, выделяется и является одной из скрипичных столиц, потому что не каждый город, не каждая столица может похвастать таким конкурсом и таким уровнем скрипичного мастерства.

    А.В.: Если можно, прошу Вас подробнее высказаться относительно программы конкурса. В этом году были представлены специальные два сочинения наших сибирских композиторов. Как Вы их можете оценить в плане сложности, создания образной сферы?

    А.Ш.: Вы знаете, мне очень понравилась музыка и одного сочинения и другого. Я, к сожалению, не знаком с композитором Еленой Демидовой, но Игорь Флейшер является моим близким другом. Я с большим энтузиазмом и с большой радостью сегодня услышал этот Каприс. Получил громадное удовольствие и хочу получить ноты, для того чтобы либо я, либо мои студенты выучили это сочинение. Я знаю хорошо и давно музыку Флейшера и сам её играю, и сегодня лишний раз убедился, что выбор этого произведения, и выбор произведения Демидовой замечательный. Очень интересные сочинения и, приятно, что каждый раз слышишь практически как будто новое сочинение, потому что нет эталонов. То есть, в каждом исполнении мы слышим, как это себе представляют конкурсанты и это вдвойне, втройне интересно.

    А.В.: Возможно ли говорить, что одним из критериев нашего конкурса является условие, насколько участники способны показать себя и свои возможности в рамках одинаковых программ, поскольку звучат в большом количестве повторяющиеся произведения Баха, Геделя, Моцарта, Паганини, Чайковского и других. Как определить ту самую ценность, самое яркое, что есть у исполнителя?

    А.Ш.: Для меня самым большим критерием является в первую очередь, не то, как играет исполнитель, а то, что он играет. Как, безусловно, очень важно, профессиональное мастерство – это очень хорошо, но в первую очередь нужно слушать и понимать, что у этого человека за душой. Насколько он ярок, насколько он трепетен, когда надо, насколько он представляет себе, то, что он играет и насколько он, увлекаясь сам, увлекает слушателей тем, что он делает. Для меня это важно в первую очередь, но, безусловно, профессиональное мастерство – это приложение к тому, что каждый из участников должен иметь. Отрадно отметить, что таких ярких исполнителей в этот раз довольно много. Я не буду предварять результаты, но мы сейчас с Вами говорим в тот момент, когда уже определились из младшей группы участники третьего тура и в общем, как всегда это бывает, либо лауреаты, либо дипломанты. В любом случае они в большой степени победители. Сегодня отслушаем старшую группу, и тоже прояснится, что будет дальше.

    Хочу сказать несколько слов о председателе жюри. О том, как проходит конкурс – не буду открывать тайны, как мы голосуем, и как идёт вся творческая «кухня» голосования, выбора претендентов… Но этот конкурс, ещё, на мой взгляд, отличается тем, что председатель жюри и само жюри очень демократичны. Скажем так, человеколюбивы. Регламент, который в буклете, не нарушается, но изменяется в зависимости от того что мы слышим, кого мы слышим. Например, написано в регламенте, что на третий тур проходят шесть скрипачей, а мы пропустили десять. Потому что они здорово играют и грех не дать ребятам проявить себя на третьем туре, тем более что они его готовили и готовились долго. Естественно, что люди приезжают сюда не за деньгами, да, хорошие премии, но это не суть важно, это не сумасшедшие какие-то цифры. Безусловно, как мы всегда делали и, наверное, будем, опять же не хочу предварять, но, наверное, какие-то премии мы имеем право поделить между участниками. Они сюда приезжают за дипломами этого конкурса! Сказать, что я лауреат или дипломант новосибирского конкурса, где президентом жюри является Брон, где члены жюри известные профессора, – это очень почётно и это показатель того, что ты можешь многое и уже многого достиг.

    А.В.: Ещё любопытный момент по организации конкурса. Во многих соревнованиях сегодня существует регламент времени. У нас же появляется возможность раскрытия каждого участника и многие программы превышают временное ограничение. Почему эта традиция именно у нас сохраняется?

    А.Ш.: Опять же, в первую очередь, это зависит от председателя жюри. Он не только позволяет, но и стоит за то, чтобы испытуемый раскрылся максимально возможно. Мы пошли на некоторые сокращения, в частности не весь концерт, а только первая часть (в третьем туре конкурса прим. А.В.), играется не вся, а только часть сонаты. Мы заключены во временные рамки чисел, во времени больше двадцати четырёх часов в сутки не наберётся, а слушать безостановочно и играть безостановочно невозможно. Оркестру аккомпанировать без остановок, пианистам аккомпанировать безостановочно невозможно. Поэтому некоторые сокращения произошли, но они не меняют самого главного, не меняют сути того, что должно происходить на сцене. Вот что исполнитель задумал, в чём он хотел себя показать наилучшим образом – всё сохраняется.

    А.В.: Вы блестяще открыли наш конкурс совместным выступлением с Захаром Нухимовичем, а так же его выступлением с двумя профессорами из жюри. Скажите, пожалуйста, возможно ли увеличение числа подобных концертов и само расширение конкурса, то есть не постоянные, каждодневные прослушивания-туры, а с перерывом на творческие встречи?

    А.Ш.: Вы знаете, наверно, возможно. Опять же всё зависит от обстоятельств, если всё позволяет устроить такой концерт, это даёт стимул и членам жюри быть в форме, показать на что они способны и, если это удачное выступление, тогда есть на кого равняться конкурсантам. Кроме того у нас завтра будут мастер-классы некоторых членов жюри. Это тоже отдельно хороший момент, когда участники, не прошедшие на третий тур, либо люди, которые свободны в городе или приехали на конкурс из других городов, могут посетить эти мастер-классы, и мы обменяемся тем опытом, который у нас есть, может быть, узнаем что-то новое для себя. Конкурс – это не только сцена, где играют конкурсанты, но и большое профессиональное событие, где можно почерпнуть очень много нового.

    Я ещё несколько слов хочу сказать об организации конкурса. В наше трудное время, когда обстоятельства складываются так, что трудности и финансовые, и организационные, и в стране, и в отдельных городах, Новосибирск умудряется, не знаю каким образом, честь и хвала организаторам, держать высочайшую планку проведения конкурса такого уровня. Не каждый город, не каждая консерватория может представить два (!) симфонических оркестра на третий тур, представить замечательных совершенно концертмейстеров, которые помогают участникам выступать, чётко организовать и классы, и залы, и пригласить выдающихся мастеров, а гостиница, гениальные совершенно обеды! Любая просьба – твой вопрос решается мгновенно. Руководство консерватории, все педагоги, которые заняты в проведении конкурса, все студенты, волонтёры, которые помогают в ведении конкурса, – работают безукоризненно. Городское начальство заслуживает самых высоких слов похвалы. Большое спасибо за то, что вы можете и стараетесь продолжать дело, которое было начато двадцать один год назад.

    А.В.: Спасибо, Александр Ефимович! Если позволите, последний вопрос. В этом году новосибирцев не очень много представлено в конкурсной программе. Не могли бы Вы, если не секрет, сравнить нынешнюю ситуацию с прошлыми конкурсами. У нас есть потенциал развития и насколько высок уровень у наших участников?

    А.Ш.: Дело в том, что новосибирская скрипичная школа – это очень серьёзная сфера, которая богата скрипичными конкурсами и проводит довольно много конкурсов помимо нашего. Это и Запад-Сибирь-Восток, это и Дельфийские игры, где участвуют новосибирцы, и есть ещё несколько других конкурсов. Поэтому невозможно участвовать во всех конкурсах в громадном количестве. На мой взгляд, это правильно, потому что большое количество конкурсантов из одного города, в какой-то степени является конкуренцией друг другу. Это тоже проблема. То, что я услышал сегодня и, то, что я слышал в предыдущие дни позволяет мне с гордостью говорить о том, что новосибирская скрипичная школа представлена совершенно замечательно и ребята показывают высочайший уровень мастерства. Поэтому планка Новосибирска высокая, надеюсь на очень хорошие результаты. Так же отрадно, что петербуржцы, хоть и не являются моими учениками, но так же показали хорошие результаты и пока ещё выступают на других турах кроме первого. Безусловно, ученики Захара Нухимовича Брона или те, кто у него консультируются, это отдельный разговор, это высочайший уровень… Я получаю громадное наслаждение от того, что сижу в жюри и слушаю замечательных ребят.

    Вспомним, что этот конкурс проходит в преддверии юбилея Новосибирской консерватории и, пользуясь случаем, я хочу поздравить всех, кто работает, кто учится в консерватории, всех новосибирцев с предстоящим замечательным праздником. Шестьдесят лет – это достаточно серьёзный возраст, но для консерватории это не пенсионный возраст, это только начало, это только развитие консерватории, которая подходит к юбилею в прекрасной форме, и я желаю всем здоровья, удачи, чтобы дальше ВУЗ развивался так, как он это делал до сих пор.

    А.В.: Огромное спасибо за поздравление, пожелания и содержательно-вдохновенную беседу.

    фото www.agisha.ru

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2016 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки