Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
Тема номера: "Нам десять лет!" №2 (35), Апрель 2017 г.
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:



    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_35/?page=search



    Печатная версия
     

     
    Наши любимые учителя

    Самсусь К.

    «Лариса Владимировна Смешко.
    Педагог в восприятии его студентов»


    скачать публикацию в формате pdf

    Самусь Ксения

    магистрант I курса

     


    СМЕШКО Лариса Владимировна, профессор В любом деле очень важно, у какого педагога ты получаешь знания о профессии, которую выбрал. Сегодня я хочу рассказать о педагоге, к которому попала в класс совсем недавно, уже немного состоявшись в нашей профессии и имея свой определенный опыт и багаж знаний. Лариса Владимировна Смешко – профессор, педагог кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Моя статья о ней сложилась после общения с наиболее яркими её студентами и выпускниками.

    Не зная еще Ларису Владимировну, я увидела издалека невысокого роста хрупкую женщину, просто и со вкусом одетую. По внешним признакам можно было предположить, что она строга и сдержанна. Но это лишь та часть её личности, которая видна со стороны. При личном знакомстве сама Лариса Владимировна открываются и с другой стороны.

    Мои расспросы начались с воспоминаний собеседников о первой встрече с педагогом, первых занятиях. В процессе разговора многие отмечали её строгость как показатель уважения и профессионализма, но также прибавляли присутствие доброты, чуткости, вдумчивости, открытости и уже после – ощущение чувства комфорта на уроках профессора, что в дальнейшем только усиливается, если самому к этому стремиться.

    Лариса Владимировна Смешко, безусловно, является педагогом высокопрофессионального уровня и в этом я убедилась сама.

    Наверно самое важное и значимое, что я для себя выделила, чему подчиняется всё – это отношение к звуку! Его осмысленность и качественность. Очень важно четкое представление того, что «извлекаешь из инструмента». И, правда: всё над чем мы работаем – нотный текст, охват формы, фактура до малейших деталей, фразировка и понимание произведения – всё это при исполнении передаст звук. Иногда Лариса Владимировна просит как бы «предслышать звучание рояля». Часто обращает внимание на то, что ты играешь, заставляет, учит себя слушать, тем самым взращивая самостоятельную потребность в правильном звучании. Каждый показ на инструменте подтверждает её слова.

    Если студенты учатся у одного педагога одному делу, может, они чем-то похожи? – спросила себя я. Да вот как раз этим. Несмотря на различия исполнительских индивидуальностей, у всего класса Л.В. Смешко прослеживается особое отношение к звуку, его интонированию. Лариса Владимировна, думаю, чувствует суть каждой личности и своими воздействиями «научает» всему, что знает и умеет сама, поэтому и получаются из ее учеников такие разные исполнители.

    А как же они готовятся к экзаменам, ответственным выступлениям, концертам? Все студенты Ларисы Владимировны, можно сказать, хором отметили учащение репетиций. При этом каждый раз педагог находит, что сказать и открывает новые грани исполняемого, ведущие к более качественному и личностному исполнению и самоотдаче. Любое твоё проигрывание должно быть, как на концерте, со стопроцентной отдачей. Ведь весь процесс репетиций она будет переживать с тобой, искренне негодуя и расстраиваясь от твоих оплошностей. А перед выступлением, конечно, найдет, чем настроить на игру.

    В разговорах с ребятами были замечены такие интересные комментарии Ларисы Владимировны по поводу их игры. Например «послезвучие», «с преодолением», «носкость звука», «Моцарт с песочком», но расшифровывать я не буду. Пусть это останется в нашем классе.

    «Интересно, с каким учеником не смогла бы заниматься Лариса Владимировна?» Варианты ответов: с ленивым; с тем, кто не выполняет её замечания; с без эмоциональным и аморфным по жизни. Вот такие предположения высказали ребята. «А если не готов?» – то конечно расстроится, но учебный процесс не остановится, занятие всё равно состоится. Это, я думаю, характеризует ещё одну грань педагогики и человеческих качеств Л.В. Смешко. Грань человека, который любит своё дело и требует от своих учеников того же. Специалиста, для кого музыка не работа, а любимое дело.

    Но не только о педагогических качествах следует здесь сказать. Лариса Владимировна ещё и отличный исполнитель. Всё о чем она говорит на своих уроках, требует от учеников, профессор показывает своей игрой. Правда концертным исполнением она радует нас не часто, как любой педагог, посвящающий большую часть времени преподаванию. Процитирую некоторые высказывания ребят о том, какой она исполнитель: «Она без проблем бы сделала сольную карьеру и заняла свою исполнительскую нишу», «Её игра – это пластиночный вариант. Слыша её игру, вспоминаются великие исполнители фортепианной школы – Ведерников, Гилельс….» И это действительно я услышала от её студентов! Думаю такие два ярких и конкретных комментария по поводу исполнения Л.В. Смешко не нуждаются в лишних уточнениях.

    Вот так выглядит педагог глазами его студентов. Надеюсь, у меня получилось услышать и рассказать хотя бы немногое о Ларисе Владимировне Смешко как человеке и педагоге.

    наверх | назад
     
    Copyright © 2017 Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки