Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Предшественники и Продолжатели" №3 (7), Декабрь 2009 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора





    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_07/?page=search

     
    IX Международный фестиваль скрипичной музыки:
    «Броновское» движение -2009

    Захар Брон

        В музыкальном Новосибирске струнно-смычковый праздник. 20 мая 2009 года стартовал IX Международный фестиваль скрипичной музыки. А это значит, что в ближайшие дни в консерватории профессионалов и любителей ждет череда концертов – выступлений молодых талантливых скрипачей; в рамках фестиваля даст мастер-классы легендарный музыкант-исполнитель, народный артист России, великий педагог, профессор Новосибирской консерватории Захар Нухимович Брон.

        В настоящее время Захар Брон работает, главным образом, в Западной Европе, а также Японии; он является также профессором королевских академий Лондона и Мадрида, консерваторий Цюриха, Роттердама, Кёльна; является почетным профессором музыкальных вузов Японии, Польши, Болгарии и других стран. Учиться у Брона – почетно, это знак профессионального отличия. Первые скрипки мира – В. Репин, М. Венгеров – его ученики. Готовя музыкантов в разных точках земного шара, Захар Нухимович продолжает приезжать в сибирскую столицу. Во всем мире скрипичная школа его имени известна как «новосибирская». Кстати, в этом году у Брона несколько педагогических юбилеев: 35 лет назад он, выпускник-аспирант Московской консерватории приехал преподавать в консерваторию Новосибирскую, 20 лет назад его знаменитый ученик Вадим Репин победил на конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, и вот уже 10 лет как Захар Нухимович возглавляет кафедру струнных инструментов нашей консерватории.

        Оценить уровень сибирских скрипачей, а также услышать игру некоторых будущих супер-звезд, ныне лауреатов международных конкурсов, воспитанников броновской школы, можно будет на нынешнем фестивале.

        Высочайшее мастерство скрипичного исполнения, музыкальный профессионализм продемонстрировал сам маэстро на концерте, которым торжественно открылся IX фестиваль скрипичной музыки. Программа концерта состояла из произведений композиторов XX века: А. Шнитке, Э. Элгара, Ф. Пуленка, М. Равеля, Д. Мийо, К. Синдинга. Как рассказал сам Захар Нухимович, репертуар подобран особым образом. «Во всех этих произведениях – баланс просветленности и трагизма, который я пытаюсь воссоздать», – отметил музыкант. По его замыслу, после концерта у слушателя должно остаться позитивное впечатление, но это светлое начало – в будущем, оно – возможность, надежда.

        …Двухчасовой концерт пролетел, как пять минут. Столь разные по стилю, содержанию и трактовкам сонаты и сюиты прозвучали как единое целое, как одна история. Но в каждом произведении звуками скрипки музыкант нарисовал богатую гамму различных красок, светотеней, настроений. Эмоциональный настрой постоянно менялся: взволнованность, драматизм сменялись тончайшей лирикой, затем скорбью и вновь просветлением. И так в бесконечном множестве вариантов звуковых градаций, смены штрихов, динамики, исполнитель осуществлял переходы в новые эмоциональные состояния, озвучивал появление новых образов. Магическое переплетение звуков скрипки и фортепиано, их диалог, игра – все это полностью погружало в музыку, буквально забывалось, что ты сидишь в зале, порой казалось, что скрипка – это не скрипка, рояль – не рояль, а целый оркестр: разнотембровый, неповторимый каждую секунду. Удивительно, как технически сложные виртуозные пассажи музыкант исполнял словно наилегчайшие. Каждый звук, каждая музыкальная фраза –насыщена, пропета, продумана, индивидуальна по наполнению и качеству.

        Среди всех исполненных произведений два наиболее отчетливо обрисовали преобладание эмоциональной «доминанты»: состояние возвышенной скорби, сдержанности воплотилось в «Kaddisch» М. Равеля (что означает еврейскую заупокойную молитву); другой полюс представлен в следующей за молитвой, искрящейся радостью, солнцем, светом «Бразилейре» Д. Мийо –Я. Хейфеца. Эти произведения в общей драматургии концерта расположились в точке «золотого сечения». А своего рода синтетическим финалом (объединившим разные образные, эмоциональные сфер) стала Сюита а-moll норвежского композитора К. Синдинга.

        Несмолкаемые аплодисменты, крики «браво», три выхода «на бис» – публика не хотела отпускать маэстро Брона. На радость слушателей, он исполнил еще три замечательных произведения – «Синкопы» Крейслера, «Испанскую серенаду» Шамината, мазурку Шопена. Последней, и, к сожалению, печальной нотой концерта стало музыкальное посвящение ушедшему в этот день из жизни великому русскому артисту Олегу Янковскому.

    Алена ШАНДУРОВА
    IV курс ТКФ

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2009 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки