Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : "Новосибирск творческий" №10, Декабрь 2010 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора








    Поиск по сайту

    http://esg.nsglinka.ru/v_10/?page=search

     
    Страницы музыкальной жизни Новосибирска:

    Лямкина Н.

    "«…Надо музыку не слушать, а смотреть на пейзаж…» или Спектральная музыка"

    Лямкина Надежда

    магистрант I курс

     


        b31 мая в Музыкальной гостиной Новосибирской филармонии состоялся концерт, озаглавленный «Москва – Париж». Концерт явился еще одним событием в рамках Года Франции в России и программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». В программу вошли произведения современных композиторов России и Франции: Владимира Тарнопольского, Юрия Каспарова, Тристана Мюрая и Франсуа Париса. Сочинения прозвучали в исполнении московского ансамбля солистов «Студия новой музыки» – одного из немногих коллективов в нашей стране, специализирующегося на исполнении современного музыкального авангарда.

        Спектральная музыка — одно из популярных течений в европейской музыкальной композиции конца XX века. Сформировавшись в русле французской композиторской школы (Жерар Гризе, Тристан Мюрай), идеи спектральной музыки получили достаточно быстрое распространение по всей Европе и за ее пределами. Сторонники спектральной композиции пересмотрели возможности сонористической, электронной, конкретной, акусматической и прочих «музык», основанных на новых звучаниях, на эстетике тембра и активно использующих электротехнические средства. Допуская неограниченное множество стилевых решений, спектральная композиция обеспечивает перспективу своего развития, установить границы которой в настоящее время не представляется возможным.

        Концерт был построен в форме диалога, в котором участвовали обе стороны – французская и русская. Композиторы рассказывали об истории своих произведений, поясняли технические вопросы формы, смеялись, шутили. «Я понимаю русскую музыку, хотя и не говорю по-русски», – заметил с улыбкой Франсуа Парис. Языковой барьер решено было сгладить с помощью общения на английском языке, которое грозило разрушить все очарование встречи, однако вскоре ситуацию исправил профессор кафедры композиции Новосибирской консерватории Нгуен Лантуат, который любезно согласился переводить с французского на русский. Однако и такое положение дел не было полностью удовлетворительным, и апофеозом всего этого явился вьетнамско-французско-русский альянс, где Лантуат задавал Франсуа вопросы по-французски, тот отвечал Владимиру Тарнопольскому по-английски и тот, в свою очередь, переводил залу на русский.

        Предвидя вопросы публики, композиторы сразу пояснили главную специфику «спектрального» течения. По их словам, обертоны для автора музыкальной композиции – то же, что палитра для художника. Грани формы не обязательно должны рельефно выступать в музыкальной ткани – по-настоящему меняется только краска, обогащаясь новыми оттенками. Наиболее точен в формулировках был Франсуа Парис, ученик знаменитого «спектралиста» Жерара Гризе:

        «Нужно не слушать музыку, а смотреть на пейзаж».

        Музыкальную часть концерта открыло сочинение Владимира Тарнопольского «Impression – Expression» («Впечатление – Выражение»), вдохновленное живописью Василия Кандинского. Перед началом исполнения композитор пояснил замысел произведения:

        «Я пытался создать новый музыкальный алфавит, самые простые звуковые знаки, на основе перевода знаков Кандинского в звуковые символы».

        Пьеса Владимира Тарнопольского действительно вызвала ассоциации с картинами Кандинского. Были «слышны» очертания замысловатых форм, а местами даже будто слышалось капанье краски на холст…

        Следом была исполнена композиция именитого Тристана Мюрая «Тринадцать цветов уходящего солнца» – очень деликатное и нежное звуковое решение, построенное по принципу обертоновых «волн».

        Во второй части концерта, уже немного поредевший зал мог любоваться «полотнами» Франсуа Париса. Обрамляли отделение его «Sombra» для скрипки соло (вдохновленная впечатлениями от испанской корриды) и «Тик-так-парк» для полного ансамбля. Музыка русских композиторов была представлена творчеством Юрия Каспарова («Пейзаж уходящих бесконечностей»). А вот долгожданный Эдисон Денисов, заявленный в программе концерта, почему-то не появился.

        Безусловно, Россия и Франция уже давно и долго находятся в теплых музыкально-дружеских отношениях – свидетельство этому биографии Дебюсси, Равеля, композиторов «могучей кучки». Однако, как отметил Франсуа Парис, связи между русской и французской культурами гораздо более глубокие, чем это кажется на первый взгляд. Русские музыканты, по словам композитора, обладают чуткой музыкальной интуицией, им не нужно разъяснять тонкости и нюансы музыкальной ткани.

        Французско-русский музыкальный диалог продолжался более двух часов. Впрочем, благодаря беседам, которые щедро перемежали музыкальные номера, время прошло незаметно. После концерта на композиторов (художников?.. живописцев?...) буквально посыпались вопросы из зала. Они касались многих – технических, композиционных, исполнительских – деталей. Последним был задан несколько провокационный, но интересный вопрос, чем же все-таки французский авангард отличается от русского.

        Русские музыканты не растерялись. Друг за другом, плечом к плечу, они отстояли свою "национальную самоидентификацию" совершенно… неожиданным образом. И здесь мне остается лишь процитировать:

        Станислав Малышев (скрипка): «...чтобы вы не говорили, но нельзя найти человека шире души, чем в России. Человека, более пунктуального, чем в Германии. Более изящного, чем во Франции».

        Ольга Галочкина (виолончель): «…я согласна со Станиславом. Главная черта русской музыки – это широта души. Это письмо более крупными мазками...».

        Владимир Тарнопольский (композитор): «... как пишет русский композитор? как Бог на душу положит!».

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2010 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки