Слово самое обыкновенное, хоть и греческое – думается, что каждому из нас оно встречалось хотя бы раз в жизни. А уж лексика профессиональных музыкальных деятелей вообще пестрит такими странными словечками. Глаза спотыкаются, язык заплетается. Но вот наступает момент – и слово становится зримым и слышимым, обретает неожиданный облик и новый смысл. Вячеслав Усов, рассказывая перед началом концерта о коллективе музыкантов под таким названием, пояснил и значение-контекст слова: парадигма как модель, образец вновь создаваемой музыки. Парадигма новой музыки, ибо в репертуаре коллектива практически всё – самые свежие сочинения современных российских и зарубежных авторов.
Оркестр Алексея Вандрика – по сути, камерный ансамбль. Звучание его весьма специфично и чем-то напоминает старинные грампластинки – мягкое, приглушённое, почти без верхних обертонов. Оно вполне подходит для той музыки, которую этот оркестр играет – меланхолично-задумчивой, и не годится для бравурной патетики и всякого рода presto. Состав коллектива – по принципу «с миру по нотке»: по одному струннику на партию, 3 фаготиста, кларнетист, литаврист, вибрафонист, гобоист, пианист, пара баянистов и вся медная группа также по одному человеку. Всё просто – кого в наибольшей степени увлекает музыка композитора, те и участвуют.
Этот маленький оркестр – место, где музыковед полноправно играет на скрипке, зато вступительное слово читает вокалист! Исполнительской техники, впрочем, коллективу едва ли хватает: совместимы ли тот репертуар, на который Вандрик замахнулся, и темпы, которые он порой загоняет до беспредела?
Создать собственный коллектив в рамках консерватории, где и без того два оркестра (обязательных!) – это задача, пожалуй, не легче, чем вербовка добровольцев в ополчение. Это первый случай, чтобы студент-композитор создал оркестр (даже дирижеры на такое не отваживаются). Хорошо, если произведения наших композиторов исполняются хоть раз в году, многим и этого хватает. Только не Вандрику, который систематически устраивает свои авторские концерты (нынешний – пятый в Новосибирске, а вообще шестой). Давние связи у него и с баянистами (сам – баянист), и с фаготистами (вспомним его комический терцет для фаготов).
Вперед, «ПАРАДИГМА»!
|