Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу 50-летнему юбилею консерватории №1 (1), Март 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

      Седьмой Международный фестиваль скрипичной музыки

      Первая Международная конференция «Баян. Современность. Джаз»

      Конкурсы: итоги, перспективы

      Встречаем выпускников: Вокальный Факультет

      Весёлая страница


    Поиск по сайту

     
     
    Исполнительство на баяне. Современный этап: От практики к научному осмыслению
    Исполнительство на баяне. Современный этап: От практики к научному осмыслению

      «Исполнительство на баяне как предмет науки» – это выражение уверенно проникает в обиход и сегодня воспринимается как вполне уместное.

      Из истории культуры мы знаем, что музицирование в каждой нации предшествует появлению ее письменной традиции. Очевидно, и само исполнительство, достигнув значительных высот, в определенный момент подходит к своей наивысшей точке. Это выражается в необходимости исторического анализа, научного осмысления и письменного оформления накопленных знаний, технологий, разработок.

      Тот противоречивый и многогранный облик баяна (академического концертного многотембрового инструмента с большим диапазоном и безграничными выразительными возможностями), который существует сейчас, в начале XXI века, вызывает различные дискуссии. Музыканты готовы научно спорить, дискутировать, решая актуальные проблемы. Справедливости ради заметим, что на сегодняшний день ситуация такова, что исполнительская практика идет впереди научно-обоснованной мысли, в то время как решительно назрела необходимость исследования исторических аспектов и проблем, связанных со звуковыми, стилистическими, технологическими особенностями исполнительства на баяне.

      Целью проводимой конференции было выявление специфики баянного исполнительства, педагогики и методики в современных социокультурных и экономических условиях. По большей части, выступали исполнители (баянисты, аккордеонисты), что не могло не сказаться на характере научной части конференции. Многие свободнее чувствовали себя в тех вопросах, где теория непосредственно пересекалась с практикой, поэтому доклады сопровождались собственными иллюстрациями, что вносило значительное оживление и безусловно усиливало эффект практической части конференции.

      Не ставя задачу подробно и всесторонне рассмотреть все затронутые на конференции вопросы и осветить все выступления, попробуем все же проанализировать прошедшее событие.

      Участникам для дальнейшего обсуждения были предложены следующие актуальные вопросы:

    • философско-эстетические аспекты баянного исполнительства и современный статус инструмента;
    • проблемы качества образования баянистов в условиях рыночных отношений;
    • концертно-исполнительский и педагогический репертуар – исследование современных тенденций; новации в композиторской технике;
    • исполнительская техника: вопросы теории и практики;
    • искусство джаза и баян;
    • технологическое и конструктивное совершенствование баянов и аккордеонов;
    • информационный обмен и пути его оптимизации

      В научную дискуссию активно включились представители самых разных городов и регионов: Москвы, Воронежа, Уфы, Омска, Новосибирска, Барнаула, Читы. Несмотря на то, что заявленный международный статус поддерживался только представителями Украины и Казахстана, многие буквально с первых же часов оценили конференцию как выдающееся событие далеко не местного, сибирского, а именно международного масштаба. Как сказал в интервью М.И. Имханицкий в первый день конференции, «последнее время ежегодно проходит около 15 международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, которые отличаются тем, что они, чаще всего, либо все на одно лицо, либо культивируют техницизм и виртуозность. Мало кто занимается осмыслением вопросов исполнительства. Год назад в г. Салавате (Башкортостан) проводилась конференция «Проблемы развития народных инструментов», которая носила преимущественно региональный характер. С масштабом новосибирского форума она совершенно не сопоставима. Совершенно очевидно, что научная конференция такого уровня проводится в России впервые. Более того, в истории баяна это первое подобное событие такого размаха».

      В рамках конференции было проведено несколько крупных семинаров:

    «Философско-эстетические аспекты баянного исполнительства и современный статус инструмента. История. Теория. Практика» . Ведущий – профессор РАМ им. Гнесиных, действительный член Международной академии информатизации, доктор искусствоведения М. И. Имханицкий (г. Москва).

    А. Крупин, Р. Пак, М. Имханицкий, В. 
		  Власов

    А. Крупин, Р. Пак, М. Имханицкий, В. Власов

      Глубокий и содержательный доклад М.И. Имханицкого, прозвучавший на открытии конференции, обладал значительной степенью новизны в информативном плане. Исследователь опирался на ценные документы, обнаруженные в архивах и зарубежной печати. Кроме того, М.И. Имханицкий представил свой новый труд «История исполнительства на баяне и аккордеоне в мире», который, безусловно, станет энциклопедией для всех баянистов и аккордеонистов. Это действительно и мощное учебное пособие, и серьезный научный труд, где автор приводит интересные факты, дает новые установки на происхождение баяна, благодаря чему кардинальным образом может измениться взгляд на то, что было принято в исторической науке об исполнительстве до настоящего времени.

    «Баян в джазе: специфика исполнительского мышления» . Ведущий – заслуженный деятель искусств Украины, композитор, профессор В.П. Власов (г. Одесса).

    В.П.: Власов (г. Одесса)

      Доклад содержал не только объемный исторический анализ основных джазовых стилей, но также и освещение вопросов исполнительской интерпретации джазовых стилей на баяне. По мнению одного из слушателей, доклад В.П.Власова – «это то, ради чего многие сюда и пришли, потому что большая часть аудитории – это люди, имеющие отношение к педагогике. А структура нашего образования преимущественно строится на определенных догматических устоях: классика, народно-инструментальное исполнительство и авангард». Доклад В.П. Власова не оставил ни малейшего сомнения в актуальности словосочетания «баян в джазе», поскольку каждый исполнитель на академических инструментах, обязательно пробует себя в этой сфере, если, конечно, хочет быть полноправным участником музыкального процесса.

      Как логическое продолжение начатой темы прозвучал доклад профессора Ю.В. Брусенцева (г. Воронеж) «Открывая железный занавес» , который вызвал заметное оживление в зале. Однако жанр этого выступления можно определить скорее, как увлеченный рассказ о том, что такое джазовый инструментарий, чем определяется степень джазовой свободы. С первых же минут выступления в аудитории установилась атмосфера взаимопонимания. Сопровождая теоретические обобщении яркими собственными иллюстрациями на аккордеоне, Ю.В. Брусенцев доступно поведал аудитории о главных составляющих секрета исполнения джаза на баяне (как использовать особенности регистров, в чем главное отличие академического звучания инструмента от джазового, что такое аккордовая техника в этом стиле и т. д.). Бесспорно, как педагог и исполнитель он в совершенстве владеет своим предметом, джаз для него – очень близкое музыкальное явление.

     

      Долгие годы баян считался инструментом, не совсем пригодным для исполнения джаза и получил прописку в этой области музыки относительно недавно. Можно сказать, что в термин «джаз» выступавшие и сами организаторы конференции вкладывали гораздо более глубокий смысл, подразумевая под этим не просто одно из современных стилевых течений, но одно из важнейших направлений развития баянного искусства, а если еще шире – все то новое, что должно войти в репертуар баянистов. «Через джаз – стремление в будущее» – таков один из девизов, звучавших на конференции.

      Большинство слушателей высоко оценили выступления представителей новосибирской баянной школы – А.В. Крупина , М.Я. Овчинникова и А.Н. Романова , связанные с систематизацией штрихов и всех современных исполнительских приемов игры на баяне. Свободно иллюстрируя свои доклады, обнаруживая одновременно музыкальную чуткость и научную проницательность, музыканты убедительно подтвердили, что они находятся в русле самых передовых устремлений в сфере баянного исполнительства.

          Особый интерес у всех присутствующих вызвало живое, эмоциональное выступление доцента А.Н. Романова «Аппликатура и развитие техники баяниста» . Непосредственно общаясь с аудиторией, А.Н. Романов с удивительной легкостью демонстрировал собственные разработки в технике, предлагая новые пути преодоления существующих трудностей. По мнению профессора В.П. Власова, «не смотря на то, что вопросам технологии уделяется много внимания на протяжении последних десятилетий, практика показывает, что каждый исторический этап приводит к определенной детализации того, что уже было создано ранее. В этом отношении, доклады А.В. Крупина, М.Я. Овчинникова и А.Н. Романова представляют большую научную и практическую ценность. Безусловно, новосибирская школа сегодня – это лидер в области методики и разработки всех составляющих звукотворчества на баяне и аккордеоне».

      К слову скажем, что все вышеизложенное не оставляет сомнений в том, что проведение первой научно-практической конференции именно в Новосибирске – это не случайный выбор судьбы, а вполне закономерное явление, подтверждающее, что новосибирская баянная школа на сегодняшний день является одной из ведущих в стране.

      Что же касается до степени научности конференции, то, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что участие доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных, академика, действительного члена Международной академии информатизации М.И. Имханицкого обеспечило тот необходимый научный аспект, который должен сопутствовать мероприятиям подобного уровня.

      Вместе с тем, по вопросу собственно «научности» конференции мнения участников разделились. Представитель Читинского региона Т.А. Буданова отметила, что «научности как таковой было маловато. Некоторые выступления можно обозначить как пробу пера, лишь попытку выйти на уровень научности. Пока, на мой взгляд, много эмоций – это было доминирующим началом на конференции, а в науке все должно быть сухо, конкретно, доказательно на основе конкретной фактологии. Пока этого было не совсем достаточно. Но это не минус, а, скорее, следствие противоречивости тенденций баянного исполнительства на сегодняшний день. Замечательно, что конференция проведена именно в Новосибирске. К сожалению, в нашем восточном регионе совершенно не проводится подобных научных мероприятий. Поэтому новосибирцы в этом плане идут впереди, и в этом их большая заслуга. Я считаю, что Новосибирск должен быть средоточием научных сил, должен сплотить всех нас».

      Для С. Г. Кузнецова, артиста Великорусского оркестра «Сибирь» (г. Барнаул), более интересной представилась чисто практическая часть конференции. А попытки размышлять и теоретизировать, по его мнению «не все были убедительными, и для большей части аудитории научная часть явилась менее полезной, хотя, без сомнения, существующий определенный отрыв теории от практики необходимо преодолевать».

      По мнению профессора В.П. Власова, «научная часть конференции более чем удалась, во многом благодаря тому, что были привлечены такие высокопрофессиональные силы, как, например, наш ведущий ученый по истории и теории исполнительства М.И. Имханицкий, который, как всегда, привез очень много ценного материала. В целом, многие доклады отличались большой настоящей научностью. Я думаю, что они получат потом практическое применение в педагогической и исполнительской практике баянистов и аккордеонистов не только сибирского региона, но всей России».

      Многих удивила степень насыщенности научной программы конференции и ее масштаб. В этом вопросе расхождений в мнениях среди участников не наблюдалось. Как сказал в интервью профессор Ю.В. Брусенцев, «мне довольно часто приходится ездить по городам и весям, но я не припомню такого представительства. Все предыдущие события проходили в значительно более скромных масштабах. И это не громкие слова – подобных прецедентов я не могу вспомнить. Конечно, не все можно назвать бесспорным, что-то, может быть, и не удалось в тематике и содержании некоторых докладов и сообщений. Но жизнь свои точки расставит. Главное, что люди получили большой объем новой информации».

      Отличительной особенностью конференции стало то, что уже к ее открытию был осуществлен выпуск сборника научных статей с тем, чтобы все участники имели возможность заранее ознакомиться не только с программой заседаний, но также и с содержанием самих работ. Таким образом, приняв на себя немалый труд, оргкомитет стремился к максимальной оптимизации работы конференции и надеялся сделать процесс обсуждения выступлений более плодотворным. В самом деле, участникам были созданы условия, слишком нечасто встречаемые.

      Проблематика статей, подготовленных к выпуску, затрагивает достаточно широкий спектр вопросов. В соответствии с секциями конференции статьи были распределены по четырем разделам, отражающим основные направления исследований: «Методика», «Баян в джазе», «Реформа образования» и «История». Все статьи опубликованы в авторской редакции. Исследования неоднородны по стилистике и уровню решения поставленных задач. Тем не менее, настоящий сборник стал важным историческим документом, отражающим современное состояние развития методики, педагогики и истории исполнительства на баяне и аккордеоне. Издание представляет несомненный интерес и является наглядным подтверждением того, что сделан решительный шаг в сторону рассмотрения баянного исполнительства как объекта познания, следовательно, как объекта науки.

      Следует также отметить, что в ходе конференции была представлена новая методическая и научная литература. Среди наиболее выдающихся трудов необходимо назвать монографии М.И. Имханицкого «История исполнительства на русских народных инструментах» и «Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона» и В.П. Власова «Методика работы баяниста над полифоническими произведениями» .

      Разумеется, вышеизложенное не исчерпывает всего того, что удалось услышать и увидеть за три дня «погружения» в сферу истории и теории баянного исполнительства. По прошествии всего нескольких дней трудно оценить и обобщить все то, что должно стать делом дальнейшего неспешного анализа. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что проведение научно-практической конференции «Баян. Современность. Джаз» стало огромным событием в культурной жизни не только столицы Сибири. Прошедший форум может стать важной вехой в истории отечественного и зарубежного исполнительства на баяне, в этом нет ни малейшего сомнения.

      И последнее. Регулярное проведение подобных научных конференций (к примеру, раз в 3-4 года) может способствовать росту не только исполнительского уровня и общественного интереса к баяну, но также в значительной степени стимулировать развитие научной мысли о баяне, которая в настоящее время находится в состоянии активного становления.

    Светлана Звягина,
    Аспирантка НГК им. М.И. Глинки

     

    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн Андрей Шингарев