Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : Навстречу юбилею №2 (2), Август 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Слово редактора

    Навстречу юбилею

    И снова конкурс…

    Круглый стол с острыми углами

    Этно в консерватории

    «Слыхали ль вы …» или о консерваторских премьерах

    О музыкальных интернет-ресурсах

    Музыкальная юморина

    Поиск по сайту

     
     
    Этно в консерватории


    Пасхальное приношение (Кафедра этномузыкознания – к 50-летию НГК)

       Праздничный вечер, продолживший серию юбилейных акций консерватории, состоялся 19 апреля в конференц-зале и был подготовлен усилиями сотрудников кафедры этномузыкознания и двух связанных с ней структурных подразделений – Архива традиционной музыки и Лаборатории системных исследований интонационных культур.

       Мероприятие прошло в «контрастно-составной» форме. Сопоставление торжественного «декламационного» первого «раздела» и концертного «песенного» второго было гармоничным и благодатным для восприятия публики. В числе последней отрадно было увидеть не только представителей консерватории, но и гостей «извне» – педагогов и студентов Новосибирского колледжа культуры и Новосибирского государственного педагогического университета.

       С докладами выступили зав. кафедрой этномузыкознания Саволина Паисиевна Галицкая (доктор искусствоведения, профессор), зав. Архивом традиционной музыки Галина Борисовна Сыченко (кандидат искусствоведения, доцент), Наталья Михайловна Скворцова – кандидат искусствоведения, хранитель Архива традиционной музыки, научный сотрудник Лаборатории системных исследований этномузыкальных культур и снс лаборатории – Наталья Михайловна Кондратьева (кандидат искусствоведения, доцент). Нашему вниманию была представлена обширная панорама истории, деятельности и достижений кафедры – в «рассказах, видеозаписях, фотографиях», как и было заявлено в приглашении. Помимо докладов, видео-иллюстраций и концерта, в зале была оформлена небольшая выставка. Ее составляли красочные фотостенды, посвященные этнографическим экспедициям, и книги – результаты научных достижений преподавателей, сотрудников и выпускников кафедры.

       Кафедра этномузыкознания НГК отпраздновала свое «рождение» в сентябре 1990 года. Она была основана по инициативе ректора НГК Евгения Георгиевича Гуренко. У истоков кафедры стояли такие специалисты как доктор искусствоведения, профессор Юрий Николаевич Плахов, – первый заведующий кафедрой, Юрий Ильич Шейкин (ныне доктор искусствоведения), С.П. Галицкая, Наталья Владимировна Леонова (ныне кандидат искусствоведения, профессор), Владимир Владимирович Мазепус (кандидат физико-математических наук, профессор).

       Разнообразие этномузыкальных традиций Сибири, Дальнего Востока (более сорока автохтонных народностей) и Зарубежной Азии говорит о необходимости специального изучения этого национального богатства. Однако в музыкальных вузах многонациональной России кафедры такого рода, как кафедра этномузыкознания НГК – явление далеко не часто встречаемое. Некоторое время подобные подразделения функционировали в МГК и ЛГК. Кроме того, этномузыковедческие кафедры существуют в некоторых «национальных» консерваториях России и республик бывшего СССР. Учитывая активные этнические процессы, проходящие в российских регионах, современное отечественное высшее музыкальное образование нуждается в подобных учебно-научных подразделениях.

       За шестнадцать лет своего существования кафедра этномузыкознания НГК дала путевку в жизнь более чем сорока своим питомцам. Некоторые выпускники кафедры – Н. М. Скворцова, О. В. Новикова, Е.В. Шульгина, И Нам Сун – ныне ее преподаватели и сотрудники. Научные изыскания кафедры ведутся в нескольких руслах. Это, с одной стороны, музыка народов Сибири, обширно представленная в исследованиях В.В. Мазепуса, Г.Б. Сыченко, Н. М. Кондратьевой, Н. М. Скворцовой, О. В. Новиковой; с другой – славянский фольклор, виднейшим специалистом в области которого является Н. В. Леонова. Другое направление можно условно обозначить как востоковедческое. Его представляют Саволина Паисиевна Галицкая (музыкальные культуры различных народов Зарубежного Востока), доктор искусствоведения, доцент Марина Юзефовна Дубровская (музыка Японии), кандидат искусствоведения, доцент Анна Юрьевна Плахова (корейская и арабская традиционная музыка), В.В. Мазепус (Музыка Китая). Еще одна научная ветвь – проблема «композитор-фольклор» – представлена в работах М.Ю. Дубровской, а также ряда аспирантов и докторантов кафедры. Крайне важной представляется разработка теоретических аспектов традиционной музыки, что и сделано С.П. Галицкой. В частности, ею создан учебный курс «Теория монодии».

       Помимо обязательных для изучения этномузыковедческих дисциплин (народное музыкальное творчество, теория монодии, традиционная музыка народов мира, системные методы анализа текста), на кафедре читается ряд факультативов. Многие из них не имеют аналогов в других образовательных учреждениях. Таков, например, цикл «музыкальных культур»: Японии, Китая, Кореи.

       С 1994 года в консерватории организуется Архив традиционной музыки. В настоящее время он включает около 230 коллекций аудиозаписей; видеозаписи (в их числе – весьма экзотические, как продемонстрированный нам шаманский ритуал тамангов Непала), фото, коллекцию фоноинструментов, библиотеку. Значительное количество экспедиций в различные районы страны и за ее пределы совершено за годы существования кафедры и архива. Как недавний участник одной из таких экспедиций, по опыту знаю, сколько ярких впечатлений и новых знаний, какие уроки мужества и дружбы способны они дать человеку!

       Лаборатория системных исследований этномузыкальных культур – особое научное подразделение кафедры этномузыкознания, возглавляемое В.В. Мазепусом. Сотрудниками лаборатории были разработан ряд методологических подходов, в частности, универсально-грамматический. Важное место занимают исследования такого значимого в традиционной музыке феномена как тембр. Кроме того, ведется активная работа над созданием ареальных описаний интонационных культур народов Сибири.

       Состоявшийся после небольшого перерыва этнографический концерт стал не только прекрасным продолжением юбилейного вечера, но и данью приближающемуся празднику Великой Пасхи. Приглашенные известные фольклористы – Наталья Семеновна Кутафина (Индан), выпускница профессора Н.В. Леоновой, и Татьяна Юрьевна Макарова, выпускница доктора искусствоведения, профессора Т.А. Роменской – совместно со своими воспитанниками, молодым поколением новосибирских фольклористов (кафедра народной художественной культуры НГПУ и фольклорно-этнографическое отделение Новосибирского колледжа культуры) представили нашему вниманию русские песни и духовные стихи. Песенный репертуар был разнообразен как по своей «географии» (тобольские, платоновские, первокаменские, прибайкальские и другие), так и по жанрам (свадебные, рекрутские, плачи, жестокие романсы). Колоритным был облик участников концерта. Они как будто несколько мгновений назад покинули уютную крестьянскую избу старой Руси и неведомым чудом перенеслись сюда, в этот зал. Наталья Семеновна, например, была одета в бабушкину кофту, на которой «только пуговички позволила себе перешить».

       Закономерно, что концерт не имел привычной нам, «академической» структуры. Это было подобие театрализованного действа, в то же время удивительно естественного и жизненного: вроде дружеских посиделок. Вокальные номера не были чем-то обособленным, – они плавно перемежались рассказами, воспоминаниями, теплыми словами благодарности своим учителям (в том числе, «полевым» – бабушкам-информантам). Нашлось место и шуткам, забавным рассказам. О том, например, как перед бракосочетанием одной из исполнительниц невеста, а затем и свекровь «дуэтом» принялись лить слезы, услышав исполненный фольклорным ансамблем свадебный плач (который прозвучал и на концерте). Вообще, такое построение концерта, как мне кажется, передает особенность традиционного сознания, в котором песни, танцы не были замкнутыми сценическими номерами, а составляли неотъемлемую часть жизни и быта любого человека.

       Подлинными жемчужинами в эту Великую среду стали русские духовные стихи. Когда последний их звук растаял в тишине зала, хотелось просто встать и помолчать. Как сказала Наталья Владимировна Леонова, «аплодисменты излишни». Слова – тем более… Действительно, вот она, – «очищающая и обогащающая» сила фольклорной традиции.

       Нужно сказать слова огромной благодарности организатору и ведущей мероприятия Наталье Владимировне Леоновой, выступления которой являлись своего рода «лейтмотивом» этого незабываемого вечера. Хочется, чтобы такие события не оставались единичным явлением в истории нашего вуза.

    Маргарита Петрунина , IV курс ТКФ


    наверх | назад

    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев