Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
"Консерватория"
Студенческая электронная газета
  Тема номера : 50-летний юбилей консерватории №3, Октябрь 2006 г. 
Меню
 
  • Главная
  • Выпуски газеты
  • Редакция
  • Консерватория
  • Студсовет НГК

  • В этом номере:

    Колонка редактора

    Музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства»

    Юбилеи

    Из истории международных связей НГК

    Воспоминания

    Поиск по сайту

     
     
    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства» - О «Прометее» А. Н. Скрябина, и не только о нем…
    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства»

    Международный музыкальный фестиваль «Шедевры мирового искусства» представляет…

    О «Прометее» А. Н. Скрябина, и не только о нем…

       Этого события ожидали с нетерпением. И ожидали все: консерваторцы, любители музыки, представители городской администрации… Поистине, исполнение «Поэмы огня» с участием большого состава симфонического оркестра, хора, органа, а также световой клавиатуры явилось грандиозным событием не только для Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, но и для всей общественно-культурной жизни города.

       Эта акция – важная веха в большой серии концертов и постановок международного музыкального фестиваля «Шедевры мирового искусства», посвященного празднованию 50-летнего юбилея консерватории. В числе его ярких событий - спектакль «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского, концерты фортепианной и органной музыки и мн. др.

       Исполнение «Прометея» состоялось 20 мая в Большом Зале консерватории при участии симфонического оркестра студентов (руководитель – профессор И.А. Зайдентрегер) и хора НГК (руководитель – народный артист России, доцент НГК И.В. Юдин), органа (студентка 2 курса Екатерина Предвечнова), фортепиано (заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д. Л. Шевчук), световой клавиатуры (концертмейстер НГК Марина Новикова), Дирижировал заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров А.И. Полищук, ассистировал ему – студент 4 курса М. Конарев. Вступительное слово было предоставлено профессору Б.В. Робинсону, уже давно зарекомендовавшему себя у слушателей в качестве интересного и «поэтичного» лектора. Из его выступления аудитория, большую часть которой составляла музыкальная общественность города, узнала много интересного, в том числе - о достаточно широком круге авторов, обращавшихся к теме мифа о Прометее, о месте симфонической поэмы в ряду сочинений, созданных Скрябиным в последние годы его творчества, об оценке Поэмы в стихотворном отрывке Б. Пастернака. Наконец, на сцене появляются оркестр, хор, солистка и дирижер. Зал, в котором практически не было свободных мест для опоздавших, замер… Началось «действо».

       В первые минуты звучания все внимание публики перенеслось на световые пятна от прожекторов, отражавшиеся на белом фоне полотна, прикрепленного над сценой по всей ее длине. Только и слышались возгласы удивления и восхищения красотой красок, удивительных сочетаний двух и более цветов, бликов, которые отражались с блестящим светом на огромных трубах органа. Сложилось впечатление, что бoльшая часть слушателей ожидала этот концерт главным образом из-за невиданного до сих пор светового ряда, который буквально «поглощал» их внимание. И, действительно, эта «симфония света» явилась первым произведением в мировом музыкальном искусстве, в котором композитор воплотил в жизнь идею синопсии, и первым, в котором он наглядно реализовал свой уникальный дар - «цветной слух». Возвращаясь к событию 20 мая, скажем, что здесь постепенно, по мере музыкального развития и вступления в силу оркестра, ведущего диалог с фортепиано, внимание аудитории закономерно приобретало комплексный характер… Его неотвратимо привлекал и дирижер, своей невообразимой силой и энергией ярко воплощавший титаническую идею Прометея - образ героя и человека-творца. Сорок минут пронеслись в одно мгновение! С третьей кульминацией оркестр, хор и орган буквально «взвились» к высочайшему подъему, и зал озарился ослепительно-белым светом, сопровождающим тему Прометея, утверждающим ее как истинную творческую победу над всем серым и обыденным.

       Вспоминаются слова самого Скрябина, который как нельзя лучше передал смысл своего творения: «Поэма огня» – это воплощение принципа активности… Это символ, в различных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Композитор воплощает лишь два аспекта мифа: общую свободолюбивую идею и поэтичнейшую символику огня - художественно-осмысленного выражения «активного начала».

       Дирижер А. И. Полищук в интервью после концерта отметил, что пытался выразить идейно-образную концепцию Скрябина, как можно глубже и детальнее выражая все композиторские указания в партитуре, «раскрыть именно чувственные черты восприятия, которые диктуют помпезность и яркость исполнения». Смеясь, дирижер предположил, что «при желании по партитурам Скрябина можно даже выучить французский язык» (как известно, партитура «Прометея» изобилует французскими терминами, указывающими на чувственный характер исполнения). Далее он заметил, что поскольку «на трактовку этого сочинения накладывает большой отпечаток личность композитора …играть Скрябиновскую партитуру нелегко….в том числе – она изобилует разными темпами, от этого страдает и форма, а форма здесь ужасная!», - в сердцах воскликнул, напоследок, дирижер. Конечно, «удержать оркестр» при этом – задача не из легких. Но, несмотря на объективную сложность «Поэмы», на которую указал сам дирижер, все исполнители концерта справились, по его мнению, превосходно – « Молодцы! » – похвалил их А.И. Полищук.

       Действительно, после завершения концерта не осталось равнодушных. Публика с восторгом восприняла «Прометея» и неустанно аплодировала всем участникам, подарившим ей такое величайшее произведение. Букетами цветов одаривали дирижера и солистку Д.Л. Шевчук, которая сумела вдохновенно передать особую нервность, заложенную в стиле композитора. Исполнительница партии органа Е. Предвечнова, обучающаяся в классе Д. Л. Шевчук, отметила, что А. Скрябин – любимый композитор ее педагога. Дина Леонидовна, по ее словам, прекрасно выявляет такие черты в его музыке, как «взрывчатость, неожиданность, экспрессию». Екатерина рассказала также о том, как проходили репетиции оркестра…

       Подготовка к концерту проходила в сжатые сроки, началась с марта-апреля. Большая «черновая» работа осуществлялась под руководством дирижера-ассистента М. Конарева, который скромно обозначил свои функции, сказав, что на нем «была организация посещения репетиций без пропусков и опозданий». Главный же дирижер, по словам Е. Предвечновой, «работал с каждой группой оркестра, выделяя «скрябиновское» в своем прочтении, осуществлял художественно-образное наполнение, делал смысловые изменения, более детально прорабатывал партитуру».

       Во всех смыслах, работа была проделана колоссальная. Потрудились все. И не напрасно. Заслуженный успех – этому доказательство.

       В заключении нашего разговора с Александром Ивановичем Полищуком, я попросила его сказать несколько слов для нашей именинницы – консерватории. И услышала следующее: «Несмотря на все перипетии нелегкой жизни музыканта, надо стоять, надо не терять наших уникальных традиций». «Многие сейчас уезжают...» – с грустью добавил он (кстати, именно руководимый А.И. Полищуком камерный оркестр весьма востребован за рубежами нашего Отечества). Поэтому особенно важным воспринялось его напутствие молодым: « Держать уровень и идти дальше! На многие лета!».

       От себя хочется добавить, что каждое выступление, каждый концерт, проводимый в Малом или Большом залах консерватории, по своему интересен. И пусть не все, кто там играет, знамениты, но все же коллеги по нелегкому и в то же время замечательному труду служения музыке, особенно молодые, - должны быть удостоены нашего внимания. И как обидно порой становится за полупустой зал, в котором бoльшая часть лиц незнакома, потому что это неконсерваторская публика… Она проявляет интерес к нашим достижениям, а студенты НГК, увы, зачастую отсиживаются дома или находят себе другого рода занятия… Как хочется, чтобы с нового учебного года, с 50-летней даты, которую уже отметит консерватория, каким-то образом исправилось это положение. Хочется как можно чаще видеть знакомые лица в зале, наблюдающие результаты творческого роста своих собратьев, и, тем самым, поддерживать начинания друг друга. Ведь может потом вдруг оказаться, что этот недавний студент станет великим исполнителем, дирижером, композитором… А мы его знали, общались, но не видели на сцене, не наблюдали постепенное творческое развитие, а в результате – упустили все!

    Эти грустные мысли, которыми я поделилась с читателем, возникли у меня по контрасту с тем ярким событием, каким стало исполнение «Прометея», и вызванным им общественным резонансом в нашем городе. Всегда бы так!

    Анна Качусова, студентка IV курса (ТКФ)

     

    наверх | назад
     
    Copyright © 2006 Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
    Дизайн - Андрей Шингарев